В Самаре каждый год появляется сразу несколько новых ТЦ и ТРК различного формата. Рынок еще не насыщен, однако далеко не все подобные объекты обречены на успех. Чаще всего просчеты девелоперов связаны с концепцией и месторасположением. Портал Samara24.ru спросил у специалистов самарского рынка недвижимости, какие ТЦ они бы назвали неудачными.
Дмитрий Баранов, ведущий аналитик УК «Молл Менеджмент»:
- В Самаре достаточно много торговых центров, концепция которых слабо проработана и не соответствует потребностям рынка, что, несомненно, влияет на их доходность. К подобным объектам можно отнести, например, ТЦ «Молот» и «Опера». Первый задумывался как премиальный центр, однако в конце концов не был выдержан высокий уровень пула брендов и арендаторов. Второй с самого начала планировался как «центр покупок и встреч» для молодежи, хотя и местоположение, и архитектурный образ здания наводят на мысль о премиум-сегменте.
Значительный объем вакантных площадей в ТЦ «Фрегат», вероятно, тоже обусловлен просчетами в позиционировании. Кроме того, важнейшей проблемой коммерческих объектов Самары остается отсутствие развитой инфраструктуры. Ярким примером здесь является ТЦ «Айсберг»: достаточно интересный, хотя и несбалансированный пул арендаторов, не получает адекватной поддержки в виде удобных подъездов, заметности с магистрали и хорошей парковки.
Сергей Винтаев, руководитель риэлтерского агентства «Доходная недвижимость»:
- Просчеты в позиционировании объекта становятся очевидны в таком торговом центре, как «Мелодия», который в настоящее время заполнен примерно на 30%. Это, прежде всего, связано с неопределенной концепцией, хаотичным подбором арендаторов, а также неактивной маркетинговой политикой.
Низкая степень заполненности наблюдается в «Галерее бутиков» в ЖК «Ладья». Но здесь ставка капитализации торговой зоны во многом зависит от количества распроданных квартир в самом жилищном комплексе. Пока жильцов в «Ладье» не так много, поэтому и операторы не торопятся арендовать или выкупать площади «Галереи».
Сергей Фильченков, аналитик ИК «Финам»:
- Несмотря на наблюдавшийся в последние годы процесс активного строительства новых объектов офисной и торгово-развлекательной недвижимости (число одних только торговых объектов выросло по итогам прошлого года почти в два раза, достигнув показателя примерно 200 кв. м на тысячу жителей), в Самаре, по нашему мнению, до сих пор существует дефицит именно качественных площадей подобного назначения.
Пока в городе и, особенно, в его центральных районах, превалируют проекты так называемой «первой волны» – ТРЦ, ТРК, офисные центры, представляющие собой реконструированные и перепрофилированные здания, то есть помещения, изначально предназначенные для производственных и административных нужд (занимают по разным оценкам до 60-70%). Естественно, они в большинстве своем не могут похвастаться высоким качеством, единой концепцией и далеко не всегда отвечают современным стандартам.
Кроме того, стоит отметить, что в целом рынок коммерческой недвижимости Самары развивается несколько неравномерно, что, впрочем, является весьма характерной чертой для большинства региональных центров России. Подобные объекты имеют все шансы «уступить» потребительский трафик более современным и конкурентоспособным проектам.