Надо ли платить детям за домашний труд? Если да, то за какой? С какого возраста, сколько и как это сделать? Ну и самое главное – как научить современных детей правильно обращаться с деньгами? Об особенностях детского восприятия мира финансов «Наши деньги» побеседовали с Катериной Деминой, психологом-консультантом, специалистом по детским семейным вопросам.
Как-то дедушка попросил нас, четверых своих внуков и внучек, гостивших у него в тогда еще советской Молдавии, прополоть клочок кукурузного поля. Махать тяпками по жаре никому из нас, 11-14-летних подростков, понятное дело, не хотелось. Тогда старший дедов сын пообещал, что нам за работу заплатят. И действительно, в конце рабочего дня он, гражданский летчик, вытащил из кармана две «пятерки» и протянул их своим мальчишкам. На наш с сестрой немой вопрос: «А нам?», дядя парировал: «А у вас есть свой отец!» Но мой папа-учитель только руками развел. Во-первых, ему это было не по карману. Во-вторых, он с самого начала был принципиально против идеи с оплатой.
Оставим в стороне рассуждения об обманутых ожиданиях двух несчастных девочек. Зададимся лучше вопросом – надо ли платить детям за домашний труд? Если да, то за какой? С какого возраста, сколько и как это сделать? Ну и самое главное – как научить современных детей правильно обращаться с деньгами.
Об особенностях детского восприятия мира финансов «Наши деньги» побеседовали Катериной Деминой, с психологом-консультантом, специалистом по детским семейным вопросам.
– Когда ребенок узнает о существовании денег?
– Для малышей это чистая абстракция. Годам к шести-семи у детей выстраивается следующая связь: есть деньги – идем покупать продукты, подарки, нет денег – живем плохо, трудно. Ребенку говорят: мама и папа ходят на работу, чтобы заработать денег. Это простая и в общем-то здоровая конструкция. Таким естественным образом в семье происходит знакомство ребенка с деньгами.
– Может быть, за исключением семей, например, финансистов…
– Даже в семьях финансистов, я убеждена, детей вряд ли специально учат обращаться с деньгами. В таких семьях детей специально учат ездить на лошади или играть в теннис.
– А разве детей не нужно учить зарабатывать?
– Нужно. И очень хорошо, что современные дети хотят зарабатывать. Но к необходимости работать подростка надо подвести, например, когда он начнет о чем-нибудь просить. Вот и предложите ему: «А не поработать ли тебе?». Если нужно – сделайте пару звонков, устройте его. Моя семнадцатилетняя дочь второй год занимается репетиторством с первоклассниками. Ей это нравится: у нее бесконечное терпение, дети ее просто обожают, родители на нее только что не молятся. Да еще и деньги за это платят. Супер!
Моему сыну, когда он был маленьким, дедушка с бабушкой отдавали всю мелочь. Собрать, пересчитать, поменять в магазине – он проделывал определенную работу, и это был его законный заработок. Сейчас он подросток и зарабатывает взаправду. Однажды помогал папе готовиться к конференции: тому нужно было скопировать 100 дисков, но он не успевал. Сын все сделал, и папа отдал ему часть собственного гонорара. В другой раз сын помог мне: набивал в таблицу данные, необходимые для моих исследований, из большой пачки анкет. Тогда делили с ним уже мой гонорар.
– Ну, это нормально. А как относиться к тому, что родители платят детям из своего кармана? Например, за домашнюю работу?
– Здесь как посмотреть. Я наблюдала ситуацию, когда семилетним детям платили за работу по дачному дому. Родной дед заявил, что, чем нанимать гастарбайтеров, лучше он приучит своих балбесов, которые все равно слоняются без дела, к полезному труду. И платил внукам – мальчишкам от 7 до 14 лет – по 10 рублей за каждую ошкуренную деревянную планку. Вместо того, чтобы клянчить деньги, они их зарабатывали.
То, что в этой ситуации их доставали из «своего кармана», нормально. Как если в семье принято платить приходящей домработнице, например, за мытье окон, а кто-то из старших детей вызвался выполнять ее работу – ничего страшного, если выделенные для чужого человека деньги перекочуют в карман любимого чада...
– ...и он станет требовать денег за любую домашнюю работу!
– А вот и нет! Когда родители начинают платить за домашнюю работу – легко попадают в ловушку: ребенок вообще перестает бесплатно даже пальцем шевелить. Чтобы такое не произошло, надо четко определить круг обязанностей – мы все живем в одном доме, мы должны вносить свой вклад в его благополучие, для этого выполняем домашние дела. По очереди. А все, что сверх этого (мытье окон, машины, стрижка газонов – у каждого свое), делают другие люди. Вот за такой «аутсорсинг» я могу заплатить своему ребенку. Но за уборку собственной комнаты – увольте!
– За беспорядок в комнате можно лишать карманных денег?
– Карманные деньги выдаются ребенку просто потому, что он есть, независимо ни от чего. В качестве наказания их можно лишать, например, за постоянный беспорядок. Но ни в коем случае ими нельзя расплачиваться за услуги.
– А вот еще за хорошие оценки детям платят.
– Я категорически против такого! Потому что это порочный круг. За что вы дальше будете платить? За то, что он станет привозить вам продукты, когда вы будете лежать больная? Все, что касается жизни семьи, по определению не должно измеряться деньгами. Если ваш ребенок отказывается учиться, лучше сядьте и поговорите с ним и с учителями. Возможно, стоит сменить школу, схему обучения. Но платить? Это путь в никуда. Ставки растут, требования повышаются. Мне рассказывали о таких фантастических схемах: сколько-то за «пятерку» платится, потом за «двойку» вычитается.
– И сколько же?
– Зависит от доходов семьи: у кого-то 5, у кого-то 50, у кого-то 500 рублей. За учебную четверть другая цена. За некоторые предметы платится повышающий коэффициент, за какие-то – понижающий. Такое безобразие происходит в семьях, где папы пытаются контролировать все и вся. Как правило, у них самих было сложное детство, вот они стараются таким образом удерживать власть и контроль над детьми. Но платить за учебу – подстегивать умирающую лошадь. Кроме того, это манипуляция.
– Думаю, в том числе и с позиции ребенка?
– Конечно, ребенок, получающий деньги, принимает это как данность. Он усваивает навязанные правила игры. Если ему объяснить, что за уроки платят, он примет это. И будет пользоваться данной ситуацией так, как хочет. Платите лучше репетитору. Если это хороший репетитор, он все наладит, разберется, в чем проблема. Сможет настроить ребенка на учебу.
– А учить обращаться ребенка с деньгами должны тоже «специально обученные люди»?
– Думаю, все же родители. Глобальная цель воспитания – вырастить ребенка, чтобы он смог жить самостоятельно. А деньги – всего лишь символ, универсальный и очень древний. В семье деньги – еще и рычаг власти: между родителями, родителей над детьми. У нас эту тему – я тебя содержу, поэтому ты будешь делать то, что я скажу, – всегда как-то стыдливо обходят.
– Может, все дело в том, как это обставить?
– Вот именно. Хорошо, если это будет в рамках партнерства и хороших отношений. А если в форме насилия? Все это вопрос меры и степени. Но сути не меняет: родители являются кормильцами, поильцами и содержальцами. И детям, хотят они того или нет, придется это признавать.
– И как это сделать?
– Очень полезная вещь – составление договора с детьми, в письменной форме. Это западный, если точнее – английский, опыт, но я советую его применять у нас. Тогда мгновенно исчезают взаимные претензии, потому что вы заранее договорились. Например, в отношении пресловутой домашней работы. Составляете список всех домашних дел, дети выбирают себе обязанности. А первым пунктом вписываете добывание денег на общую жизнь. Чтобы у подростков не складывалось ощущение, что родители вообще ничего не делают. Не забудьте также внести сюда и платные услуги, о которых мы уже говорили. Можно указать в договоре систему штрафов. Но в том случае, если это встречает поддержку у договаривающихся сторон.
– То есть все-таки можно мерить отношения деньгами?
– У нас, к сожалению, утеряно отношение к деньгам как к инструменту выстраивания отношений. В той же Англии про деньги все открыто. Это не считается неприличной темой. Там подростки знают, что они должны будут обязательно уйти из семьи: или уехать учиться в университет, или начать работать и жить отдельно. Не живут взрослые люди с родителями. И их к этому заранее готовят. А у нас не так. У нас деньги – что-то сакральное. Хотя ведь все заранее можно обсудить. На что ты будешь жить, когда уедешь из дома? Сколько времени мы тебе будем помогать? В каких количествах? И обратная сторона медали: что ты нам должен?
- А не начнет тогда ребенок все измерять деньгами? Дружбу? Любовь?
– А вот, чтобы не произошло переноса денег в сферу чувств, целиком зависит от стиля отношений в семье. В семье тогда здоровое отношение к деньгам, к работе, к взаимным услугам, ухаживаниям друг за другом, когда мама вечером кормит папу ужином не потому, что он ей денежку в клюве принес, а потому что она его любит и ей это приятно.
– Свои деньги ребенок может тратить по собственному усмотрению? Или это лучше контролировать?
– Для чего мы даем ребенку карманные деньги? Чтобы он научился с ними обращаться. Но здесь должны быть поставлены ограничения – что в вашей семье считается неприемлемым: покупка наркотиков, алкоголя, сигарет, чего-то еще.
– Сегодня появляется все больше финансовых инструментов для детей. Ребенок может заработать — естественно, при помощи взрослого, – вкладывая, например, деньги в ПИФы, оформляя депозит на свое имя.
– Когда такое происходит в порядке обучения, ну, как говорится, дай-то бог. Тем более если папа сам разбирается в этом. Деньги – такая же часть нашей жизни, как любая другая. Мы учим ребенка переходить улицу, общаться с людьми, водить машину и сейчас учим тому, что можно делать с деньгами. Вот мы хотим старшей дочери открыть счет в банке. Она работала несколько месяцев в турфирме, появилась необходимость куда-то эти средства «пристроить».
– А обсуждать с ребенком то, куда стоит вложить деньги, – нормально?
– Уже 13-летний подросток должен иметь совещательный голос на семейном совете, участвовать в разговорах родителей. Но финансовые инструменты – это все же для взрослых, а не для детей. Ребенок, за редким исключением, не осознает что происходит. Даже если вы открываете счет на его имя или оформляете ипотеку, чтобы, когда ему стукнет 20, у него уже была небольшая квартирка. Сам ребенок в этом никак не участвует, да и что он может сказать? На вопрос, куда вложить свободные деньги, здоровый нормальный ребенок скажет: «Отдайте их мне, уж я-то их потрачу!»
– Вот некоторые папы объясняют своим сыновьям-подросткам, как устроен финансовый мир, проводят такой финансовый ликбез.
– Надо смотреть на ребенка, на его темперамент, на способность к анализу. Есть дети, которые на подобном уроке и трех секунд не высидят. Им это скучно и совсем не нужно. И, скорее всего, они взрослыми будут такими же. Основной принцип в педагогике – «не чешите там, где не чешется». Если у ребенка не возникает этого вопроса, значит, он не дорос.
С другой стороны, нам нужно все-таки предлагать – я про опережающее развитие – что-то наперед. Задавать вопросы и смотреть на реакцию. Чуть провоцировать. Так и в отношении финансовых инструментов – про это стоит рассказать просто для того, чтобы маленький человек был в курсе. Но сегодня я везде вижу эту тему – «Дети и деньги». Какой сайт, журнал ни откроешь – везде она. Что изменилось в социуме? Почему всех стало это волновать? Не было такого год назад. Все же у детей другие возрастные задачи. Финансовые проблемы придут гораздо позже.
– Но они не смогут совсем избежать этой темы.
– Это должно быть так же, как с сексом – все сообразно возрасту. В три года нормально играть в дочки-матери, в семь – влюбиться в соседа по парте, в 13 лет – пережить романтическую влюбленность, но в сексуальные отношения вступать – не раньше 18 лет. Так же и с деньгами. В семь лет нормально покрасить забор за денежку, в 12 – хорошо съездить в летний трудовой лагерь (как жаль, что их сейчас не осталось!), в 15 лет – регулярно подрабатывать. Но это не должно быть головной болью ребенка. Закона никто не отменял – до 18 лет мы обязаны их содержать.