С ростом неплатежей по кредитам ужесточаются и методы их взыскания. Коллекторские агентства все чаще стали прибегать к угрозам жизни заемщиков. Сами коллекторы считают, что нарушают закон, прежде всего, заемщики. Портал Samara24.ru обратился к самарским коллекторам для разъяснения ситуации.
Согласно данным ЦБ по действующим кредитным организациям, на первое января 2009 года просроченная задолженность по корпоративным кредитам составила 266,43 млрд. рублей, по розничным кредитам - 148,57 млрд. рублей. По консервативному сценарию неплатежи по кредитам составят 10%, а по пессимистичному - 12%. Некоторые эксперты бояться, что уровень неплатежей достигнет 20%, в следствие чего треть российских банков станут банкротами, а из 19 самарских банков останется только девять.
Чтобы избежать банкротства, банки все чаще обращаются к коллекторским агентствам. По словам самих коллекторов, за последние три месяца работы им прибавилось как минимум на треть, но сам процесс взыскания усложняется из-за объективных и субъективных причин. В условиях такого спроса на их услуги в Самаре участились факты недобросовестного отношения к заемщикам со стороны коллекторов. Эту тенденцию не так давно заметила и Генеральная прокуратура РФ, обязав в том числе и Самарскую областную прокуратуру усилить контроль за местными коллекторами.
Согласно информации генпрокуратуры, наиболее распространенными способами самарских коллекторов являются угрозы жизни и здоровью людей, их запугивание, избиение, вторжение в жилище без согласия должника, распространение о нем ложных сведений и др.
«Нередко коллекторские агентства в нарушение закона брали на себя функции органов государственной власти, в том числе ограничение выезда должников за границу, размещение в средствах массовой информации якобы от имени службы судебных приставов объявлений о розыске граждан-должников органами внутренних дел», - отмечается в сообщении ведомства.
Прокуратура в России, как известно, выполняет функции общего контроля, т.е. контролирует соблюдение действующего законодательства всеми гражданами и организациями. Учитывая, что коллекторские агентства осуществляют свою деятельность как коммерческие организации, то они, естественно, тоже попадают под надзор прокуратуры. Органы прокуратуры, по словам коллекторов, реагируют на заявления граждан о возможном нарушении законодательства в ходе взыскания задолженности.
Стоит сразу отметить, что часть этих заявлений подается во все органы сразу с единственной целью затруднить законное и справедливое взыскание долга.
Директор ООО «Коллектор Крафт Компании» Олег Кулаев считает, что причин для увеличения агрессивности в действиях агентств в отношении заемщиков нет. «ООО «Коллектор Крафт Компании» ведет работу с должниками строго в рамках действующего законодательства и в соответствии с применяемым в агентстве технологиям работы с должниками, поэтому нам говорить о том, что есть необходимость в применении более агрессивной политики в отношении должников, не приходится», - отметил Кулаев.
«Если агрессивная политика в коллекторском агентстве принята именно как политика, то при работе в правовых рамках, но за рамками морали, есть опасение, что у этой компании очень скоро не останется заказчиков, ведь живем мы в достаточно замкнутом социуме», - отметил директор коллекторского агентства «Самарский долговой центр» Александр Кукарин. - «К тому же не все организации, называющие себя коллекторскими агентствами, являются таковыми. Соответственно, и политика таких организаций не всегда укладывается в правовые рамки, и имиджевые потери им не страшны».
«Кризис ведет скорее к усилию консультационной составляющей в коллекторской деятельности», - считает генеральный директор «Центра развития коллекторства» Дмитрий Жданухин. - «Т.е. должнику подсказывают варианты выхода из ситуации. Кризис именно должники часто используют как повод не возвращать долг несмотря на имеющуюся возможность. Некоторое усиление применения юридических и PR-средств наблюдается в сфере взыскания корпоративных долгов, т.к. все больше получают распространение случаи фиктивного банкротства и т.д.».