Власть все решительней вмешивается в интернет-пространство. Так, в апреле Красноглинский районных суд Самары обязал двух провайдеров ограничить доступ к сайтам, на которых содержались сведения об изготовлении и применении взрывчатых веществ. Продолжается судебное разбирательство над создателями сайта самарских нацболов, через который они, по мнению прокуратуры, вербовали новых членов. На федеральном уровне специальная рабочая группа приступила к созданию законопроекта о регулировании интернета. К чему приведет вмешательство государства? Как это вмешательство должно происходить? На вопросы отвечают эксперты.
Михаил Федотов, секретарь Союза журналистов России:
- Самое главное, нужно понимать, что тот вариант концепции, который сейчас курсирует в интернете - это теоретические предложения, содержащие различные модели регулирования, в том числе - ограничение, запрещение, технические фильтры, отключение отдельных сегментов. Это возможные варианты. Мы предложили депутатам сказать, какой вариант им представляется более предпочтительным. И такой вариант (не запрещение, а регулирование) и будет готовиться. Поэтому панику по поводу этого проекта я бы назвал как минимум преждевременной.
Нас слишком часто пугали слишком безумными законодательными инициативами в отношении рунета. И именно поэтому я поддержал эту инициативу, она разумная, она идет не от политиканов, а от специалистов. Самая большая опасность регулирования любой сферы, не обязательно рунета, это когда берется регулировать человек, который в этом ничего не понимает, профессионально не разбирается, но имеет какие-то интересы. Наша задача прямо противоположная – сделать интернет более цивилизованным, а не зажатым или цензурированным. В том числе задача – прекратить то безумие, которое творится при принятии судебных решений касательно рунета. Например, выносят решения «конфисковать сайт», ну как можно конфисковать сайт? С таким же успехом можно вынести решение конфисковать облако. Правоохранительные органы, суды решают вопросы как им хочется, но им хочется далеко не так, как должно быть.
Сергей Гребенников, заместитель исполнительного директора РОЦИТ:
- У нас демократия в интернете по сравнению с Европой. На Западе при приеме на работу работодатель может сделать запрос в определенную структуру, из которого будет ясно, какие сайты человек посещает. На основании этого можно сделать вывод по интересам соискателя.
У нас же никакого вмешательства нет. И скорее всего не будет.
Сергей Михеев, генеральный директор «Finam.ru»:
- К сожалению, лично я, не верю в позитивною роль государства в формировании рунета. Пока чиновники и политики не демонстрировали умения и инициатив, направленных на развитие и помощь. Желание демонстрируется исключительно на словах.
Алексей Басов, генеральный директор компании «Бегун»:
- Вся история восприятия государством и законодательством самого явления интернета и процессов, свойственных только нашей отрасли, свидетельствует, что государство действует в отношении сети осторожно и конструктивно. Много лет ведется множество дискуссий, в которых принимают участие большинство значимых и компетентных игроков и экспертов рынка. До сих пор в отношении интернета не было сделано ни одного шага, за который государство можно было бы укорить в непонимании интернета, его важности и потребностей. Вы представить себе не можете, сколько странных и откровенно деструктивных идей вращалось в законотворческом сообществе - при этом актуальных, убедительных, конъюнктурных. И ни одна из них не получила развития. Это само по себе очень позитивный сигнал.