Экономический кризис заставил экономить на мобильной связи. Существенное сокращение доходов населения, а также желание абонентов уменьшить расходы могут привести к тому, что операторы поднимут цены на 50-70%.
Эксперты отмечают, что в течение 2009 года тарифы на мобильную связь могут подорожать на 50-70%, поскольку около половины абонентов «большой тройки» уже снизили расходы на мобильную связь.
По оценкам ИК «Финам», цены на мобильную связь с начала 2009 г. остались примерно на прежнем уровне. На их повышение из крупных операторов пошел только «Вымпелком», другие игроки сохраняют тарифы на прежнем уровне или даже вводят более дешевые тарифные планы. «Вымпелком», например, имеет большой долг, номинированный в валюте. В итоге, для эффективного рефинансирования пришлось поднять цены.
Какого-то массового снижения цен на рынке сейчас нет, полагают эксперты рынка. Скорее, речь идет о дешевых нишевых тарифах или различных маркетинговых акциях. Судя по заявлениям менеджмента крупнейших компаний, роста цен ожидать не стоит. Правда, для их снижения также нет экономических предпосылок. Можно ожидать сохранения цен на уровне первого квартала текущего года.
Аналитик ИК «Финам» Владислав Исаев не ожидает существенного сокращения активности абонентов, так как платежи за сотовую связь, как правило, не играют заметной роли в структуре их затрат.
Специалист по связям с общественностью филиала ОАО «МТС» «Макро-регион «Поволжье-ЮВ» Екатерина Карпова рассказала порталу Samara24.ru, что изменение тарифов – обычная практика операторов, которые стремятся адаптировать свои тарифные предложения к быстро изменяющимся условиям высоконкурентного рынка. «Цены на роуминг повысились в среднем на 25% в связи с девальвацией рубля, - отметила Карпова. - В марте МТС привела к единому стандарту стоимость звонков во внутрисетевом роуминге, также к единому стандарту была приведена стоимость звонков абонентам МТС России».
«Пока мы не наблюдаем существенного снижения потребления услуг связи или падения трафика, - рассказал Екатерина Карпова. - Однако мы замечаем перераспределение трафика в сторону более дешевого внутрисетевого общения. Общение внутри сети выгоднее для абонентов, а в сложных экономических условиях цена становится определяющим параметром. Сотовая связь сегодня относится к услугам первой необходимость и о серьезном снижение сотового трафика можно будет говорить только в случае очень существенных социальных потрясений, например, резкого скачка безработицы и падения доходов населения».
Министр связи и массовых коммуникаций РФ Игорь Щеголев отметил, что операторы не будут существенно повышать тарифы, так как это может быть неэффективной мерой – они могут лишиться своих клиентов. Абоненты станут меньше говорить или перейдут к операторам, предлагающим более низкие цены.
Ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин считает, что рост цен на рублевые тарифные планы будет происходить, но он напрямую не зависит от скорости изменения курса доллара, связан с общей макроэкономической ситуацией, девальвацией рубля. «В течение 2009 года рост цен на услуги связи составит порядка 15-20%, и он напрямую связан с инфляцией, но никак не с курсом доллара по отношению к рублю», - отметил эксперт.
По мнению Муртазина, высокая долговая нагрузка оператора Билайн, выступление в качестве локомотива всей АФК «Система» со стороны МТС делают дальнейшие шаги компаний предсказуемыми, в отличие от Мегафона, который может поступить различными способами и будет реагировать на действия конкурентов и только. В МТС, возможно, ожидают, что на повышение цен первым пойдет Билайн, так как у него большая долговая нагрузка. Но вряд ли это произойдет в заметной для рынка манере.
Повышение цен для всей линейки услуг, тарифных планов в настоящей ситуации невозможно, оно будет происходить с предложением новых тарифов для рынка. Поэтому рост цен на 15-20% займет как минимум 6-7 месяцев. Частичным противовесом могут выступать имиджевые проекты, подобные А-Мобайл от МТС в сотрудничестве с «Ашан». Но при росте подключений к таким тарифным планам будут изменяться либо тарифы, либо ограничиваться сами подключения.
«Таким образом, операторы не планируют единовременного, резкого изменения стоимости услуг. В отличие от розничного рынка телефонов здесь повышение будет носить постепенный характер и будет растянуто во времени», - считает эксперт.
Роман Харченко