На прошлой неделе российские власти заявили о готовности продать тольяттинский автозавод Renault. Французы пока с ответом не торопятся и к покупке относятся насторожено.
В минувшую пятницу в ходе визита премьер министра России Владимира Путина во Францию, руководство «АвтоВАЗа» и его крупнейших акционеров — Renault, «Ростехнологий» и «Тройки диалог» подписали меморандум о намерениях. В документе говорится, что государство предоставит «АвтоВАЗу» 50 млрд руб., а Renault внесет в капитал предприятия 240 млн евро, но не наличными, а технологиями, оборудованием и ноу-хау, говорится в пресс-релизах «АвтоВАЗа» и Renault. Еще 60 млн евро должен предоставить один из акционеров Renault - Nissan, заявил Путин. Заключенное соглашение – концептуальное, подробностей в нем еще нет. Окончательное соглашение о мерах поддержки «АвтоВАЗа» будет подписано в марте 2010 г., говорится в сообщениях компаний.Тогда же и станет ясно – кто, когда и за счет чего выделит средства «АвтоВАЗу». Пока предполагается, что это будет дополнительная эмиссия акций завода.
Портал Samara24 уже сообщал о проблемах тольяттинского автозавода и его возможном банкротстве.
Во время визита во Францию весьма неожиданным стало заявление Путина. Оказывается, правительство России не против того, чтобы французы увеличили свою долю в «АвтоВАЗе» до контрольной (сейчас 25%). В прессе, и, в частности, газета «Коммерсантъ», тут же сообщили, что правительство готово уступить контроль на «АвтоВАЗе» в обмен на акции самого Renault. Правда, не стоит рассчитывать на то, что Россия сможет контролировать значительный пакет акций французского концерна. Капитализация «АвтоВАЗа» и Renault несопоставима. Если Renault оценивается примерно в 9 млрд евро, то «АвтоВАЗ» – «лишь» в 591 млн евро. То есть за передачу 20–25% акций «АвтоВАЗа» Россия может получить лишь около 1,5% акций Renault, сообщил «Коммерсантъ». Сами французы пока открещиваются от подобных планов. «Мы владеем 25% пакетом акций «АвтоВАЗа» и в настоящее время увеличивать свою долю не планируем», - сообщили в пресс-службе Renault в России.
Директор аналитического агентства «Автостат» Сергей Целиков говорит, что продажа автозавода французам – как бизнес-проект будет выгодно и прибыльно. «Из «АвтоВАЗа» можно сделать прибыльное сборочное производство с зарубежными технологиями», - говорит он. Вопрос в том, сколько людей будет работать там и что завод будет выпускать. «Па западным стандартам на производстве автомобилей не нужно столько сотрудников (прим. Samara24 – сейчас на «АвтоВАЗе» около 90 000 сотрудников). Например, на заводе Skoda, который выпускает 700 000 автомобилей в год, трудиться всего 27 000 человек. Это обычные западные стандарты. При их технологиях не надо так много сотрудников», - рассказывает эксперт. Поэтому, сначала необходимо создать в Тольятти новые рабочие места, чтобы занять людей
При этом, немаловажным останется вопрос сохранения бренда. «Если «АвтоВАЗ» станет европейским заводом, то встанет вопрос – а выгодно ли выпускать нынешние автомобили? Конечно, скорее всего, бренд сохранят. Но в каком виде? На тот же Logan можно повесить марку Lada и выпускать как отечественный автомобиль», - заключил Целиков.
Справка
Владимир Путин, премьер-министр России (речь на церемонии подписания соглашения во Франции):
- Сегодня подписаны очень важные документы по сохранению и развитию АвтоВАЗа. Renault остаётся нашим стратегическим партнёром. Есть договоренность о том, что доля Renault не будет снижаться, а сегодня это 25% акций. Эта доля может быть увеличена. Российское правительство предоставит необходимые ресурсы на решение вопросов социального характера и для развития предприятия в общем объёме 50 миллиардов рублей. Возможно, что мы капитализируем ранее выданный кредит и тогда поддержка со стороны правительства России составит 75 миллиардов рублей. Компания Renault берёт на себя обязательство внести необходимые средства в размере 300 миллионов евро в самое ближайшее время. Есть график совместной работы, на которую будут направлены эти средства в виде технологий, а в будущем, возможно в виде прямых инвестиций.
Речь идёт о передаче технологий и производстве новых современных автомобилей мирового класса, разумеется в своём сегменте. Компания Renault для этого готова передать технологии, необходимое оборудование, лицензии, ноу-хау и т.д. Российских партнёров это в высшей степени устраивает.
Что касается социальных вопросов, возможных высвобождений, то высвобождаемые работники предприятия, будут трудоустраиваться на дочерние предприятия АвтоВАЗа, которые должны будут создаваться в ходе совместной работы. Такой опыт реструктуризации предприятий у Renault есть. Постараемся этим воспользоваться.
Кроме того АвтоВАЗ при поддержке Renault, имея в виду японский сегмент Nissan, развернёт производство автомобилей на дальнем востоке Российской Федерации.
Справка
Единая Россия сменит руководство завода
«Единая Россия» сформировала группу менеджеров из участников проекта «Кадровый резерв — профессиональная команда страны», которая готова отправиться работать на ОАО «АвтоВАЗ», сообщает газета «Ведомости». Единороссы, вероятнее всего, могут заняться выработкой стратегии развития компании и создания на заводе эффективного производства, а также проконтролировать расходованием выделенных на его спасение бюджетных средств. По словам руководителя проекта «Кадровый резерв — профессиональная команда страны» Юрия Котлера, одна из главных задач для них — предложить новый менеджмент предприятия. Это не значит, что нужно разогнать все нынешнее руководство «АвтоВАЗа», подчеркивает Котлер, но новые люди на завод должны прийти.