В Самаре пройдет выставка графики немецкого экспрессиониста Отто Дикса.
Сегодня в Самарском областном художественном музее при поддержке Института Гете откроется выставка графики всемирно признанного классика немецкого экспрессионизма Отто Дикса. Выставка состоит из двух разделов: «Критическая графика 1920-1924» и «Война. Серия офортов 1924» – всего 86 офортов и литографий.
Грандиозный графический цикл «Война», занимающий значительное место в творческом наследии Дикса, состоит из 50 отдельных рисунков и часто сравнивается с серией Франсиско Гойи «Бедствия войны». Цикл дает не только достоверное и шокирующее изображение сражений Первой мировой войны, но также показывает, что война – Молох, постоянно требующий новых человеческих жертв. В основу цикла, опубликованного в Берлине в 1924 году Карлом Ниирендорфом, легли рисунки, мастерски выполненные непосредственно на месте событий во время участия Дикса в военных действиях в Бельгии, Франции и России, а также его личные воспоминания об ужасах Первой мировой войны.
«Критическая графика 1920-1924» посвящена маргинальным социальным группам послевоенного времени: ветеранам и инвалидам войны, проституткам и другим. По словам искусствоведов, рисунки и гравюры этого цикла – способ антивоенной агитации и протеста, в них отразилось неумолимое стремление немецкого классика показать правду и ужас войны. Именно этими антивоенными работами он вызвал ярость, ненависть нацистов, которые, придя к власти в 1933 году, лишили его профессорского звания и запретили участвовать в выставках.
Отто Дикс (1891-1969), немецкий художник и график. Родился 2 декабря в местечке Унтерхаус близ города Гера в Саксонии. Учился живописи в дрезденской Академии художеств у Рихарда Мюллера. Во время Первой мировой войны служил добровольцем в действующей армии. Вернувшись с фронта, примкнул к дадаистам и испытал влияние Георга Гроса. Работы Отто Дикса, выполненные до 1924, имеют много общих черт с рисунками последнего. Примером работы Дикса в стиле релизма может служить Портрет доктора Майера-Херманна (1926, Нью-Йорк, Музей современного искусства). В 1927-1933 Дикс преподавал в дрезденской Академии художеств. В начале Второй мировой войны он жил с семьей в окрестностях озера Констанс. К этому времени на смену произведениям, созданным в жесткой реалистической стилистике, проникнутым социально-критическим пафосом, приходят яркие экспрессионистические работы с гротескными и изломанными формами. В 1945 он был призван в народное ополчение и попал в плен к французам, откуда вернулся в 1946. В поздний период творчества художник все чаще обращался к религиозным сюжетам. Умер Дикс в Зингене 25 июля.