Сегодня в Самарском художественном музее открывается фотовыставка «Образы Германии». На вставке представлены восемь авторов: Вольфганг Бельвинкель, Сибилле Бергеманн, Аннете Хаушильд, Уте Малер, Томас Майер, Йордис Антониа Шлёссер, Анне Шёнхартинг, Линн Шрёдер.
Объединяет их сквозная тема – «Германия», страна, или точнее общество, современность, в которой день сегодняшний и будущее наслаиваются на прошлое в процессе стремительных перемен. Чего можно ожидать от такой выставки? Ждут ли зрителя портреты людей, пейзажи, интерьеры, снимки предметов и событий, настроений и фрагментов? Все это есть. Но выставка не об этом.
Фотографии отобраны из обширнейшей коллекции работ 17 авторов берлинского фотоагентства «Осткройц». Впервые экспозиция была представлена публике в конце 2005 года и приурочена фотографами, и одновременно владельцами своего предприятия, к пятнадцатилетию агентства. «Образы Германии» – не первый тематический проект группы, среди выставок прежних лет были «Прорыв к Германии» и «К востоку от Эдема». На этот раз постановка вопроса усложнена: какова страна, каково время, каков мир, в котором мы живем сегодня, в этот самый момент?
В ответ не формируется единый образ. В многочисленных перспективах складывается множество разнообразных картинок, образов Германии. Не стоит надеяться отыскать здесь социологические описания сегодняшней Германии, найти четкие репрезентативные контуры современного европейского общества.
Выставка представляет восемь фото-эстетических позиций. Восемь подходов, способов работы, секторов обзора, перспектив. Такой подход привычен этому творческому сообществу, в котором различия (по возрасту или происхождению из «западных» или «восточных» немцев) не только уважаемы, но служат отправной точкой совместной работы. «Репрезентативный образ Германии здесь не подразумевается и не может сложиться, – замечает газета «Ди Вельт». – Разбирать национальные клише и мифы тоже никто не стремится. В выборе тематики и эстетики фотографы совершенно свободны, причем доминирует мотив прощания и начала нового пути».
«Образы Германии» – это авторская фотография в изначальном смысле этого понятия. Ее корни идут от репортажной фотожурналистики, а спектр возможностей охватывает пространство от социальной документалистики до абстрактного фотоискусства. В этом смысле выставка выходит за рамки тематического проекта, посвященного стране, расположенной в центре Европы. Как явление искусства она и есть то самое перспективное «новое зрение» (по В.Шкловскому), когда речь идет не об ответах, а о таких основополагающих и безграничных вопросах, как Родина, идентичность, повседневность, ностальгия, будущее…