13 лет назад Денни Бойл снял знаменитый фильм «На игле», а сегодня на экраны выходит второй хит британского режиссера. «Миллионер» уже собрал достаточно престижных наград (четыре «Золотых глобуса», семь призов BAFTA), грядет «Оскар». Однако, несмотря на очевидную успешность, ценность фильма весьма сомнительна.
13 лет назад Денни Бойл снял знаменитый фильм «На игле», а сегодня на экраны выходит второй хит британского режиссера. «Миллионер» уже собрал достаточно престижных наград (четыре «Золотых глобуса», семь призов BAFTA), грядет «Оскар». Однако, несмотря на очевидную успешность, ценность фильма весьма сомнительна.
Индийский мальчик-сирота Джамаль Малик становится национальным героем, когда выигрывает 10 миллионов рупий в телевикторине. Звучит гонг и и последний вопрос игры «Кто хочет стать миллионером?» повисает в воздухе, на следующий день Джамаль либо удвоит выигрыш, либо потеряет все. Трудность в том, что за воротами съемочной площадки парня ждут не только поклонники, но и полицейские. В участке после легких пыток начнется допрос, цель которого выяснить, каким образом неграмотный разносчик чая умудрился победить в интеллектуальном конкурсе.
Игра всегда захватывает, фильм, построенный по принципу викторины, держит зрителя в напряжении. Ответ на каждый вопрос ведущего дает очередное приключение из прошлого Малика, а скучной его биографию назвать нельзя. С другой стороны и без конкурсов вышло бы интересно - остросюжетная история о любви и деньгах, снятая в Индии, уже беспроигрышный вариант. Экзотики предостаточно - быт отчаянной индийской шпаны показан иронично и живо, скажем, белые туристы предстают в роли глупых дойных коров, которые только и ждут, чтобы их виртуозно ограбили. А сентиментальные натуры наверняка проникнутся сочувствием к маленьким нищим, вынужденным вкалывать за гроши и терпеть страшные муки.
Формально к «Миллионеру» невозможно придраться, у него нет недостатков. Но достаточно вспомнить фильм «Город Бога», где юные обитатели трущоб Рио-де-Жанейро на экране предстают не героями сказки, а самими собой - маленькими, жестокими, сильным дикарями. Или тот же бойловский «На игле» - здесь были честно показаны маргинальные тинейджеры Лондона. Герой МакГрегора нырял в унитаз за дозой героина, Джамаль Малик прыгает в выгребную яму, чтобы заполучить автограф известного актера - один и тот же эффектный ход, но правдоподобность утеряна. Финал «Миллионера из трущоб» слишком бесстыдный, чтобы его можно было комментировать, попугайчик Полли хочет крекер, а режиссер Бойл хочет «Оскар», ну что же, вожделенный приз он вероятно получит.