Развлечения «Девочки» прописались в «СамАрте»

«Девочки» прописались в «СамАрте»

Фото: Юлия Рубцова

В «СамАрте» показали премьеру – спектакль «Девочки». Прежде студенческий, теперь он вошел в постоянный репертуар. Постановка претерпела небольшие изменения, оставшись спектаклем о том, как Золушки становятся королевами.

Фото: Юлия Рубцова

В «СамАрте» показали премьеру – спектакль «Девочки». Прежде студенческий, теперь он вошел в постоянный репертуар. Постановка претерпела небольшие изменения, оставшись спектаклем о том, как Золушки становятся королевами.

Год спустя

Год назад «Девочки» были совместной постановкой театра и СГАКИ. Артистка театра и мастер актерского курса, заслуженная артистка России Ольга Агапова поставила спектакль для женской половины выпуска, дебютировав в режиссерской роли (сценография и музыкальное оформление принадлежат ей же). В основе «Девочек» – три рассказа Людмилы Улицкой из одноименного цикла. Рассказы посвящены подругам-одноклассницам, в инсценировке центральной стала история одной – Тани Колывановой.

В новой версии одну из подруг играет Ольга Ламинская. Остальные «девочки» – те же, но с этого сезона частично влились в труппу театра.

Мария Феофанова (здесь – ухоженная дочка дипломата Алена Пшеничникова) играет главную женскую роль в новом «Бумбараше»... Достоинства курса были видны в прошлогодних «Девочках». Спектакль и год назад был о том, как прекрасны вчерашние гадкие утята... Об этом и остался.

Предчувствия

В цикле Улицкой официоз советской жизни остроумно и остро сталкивается с настоящим – с закономерностями взросления, одиночеством увечных, бедностью нищих. А старая-старая женская сказка про Золушку просто обрастает новыми подробностями.

В рассказе «Ветряная оспа», по которому поставлена первая часть спектакля, все напоено предчувствием: эта будет красавицей, у той рождается вкус, а третья уже в свои десять зачиталась в гостях «Старухой Изергиль». И у всех девочек пробуждаются чувственность и женственность. Вот и шикарные куклы дочки дипломата становятся женихом с невестой, а там недалеко и до вопроса «откуда дети берутся».

В инсценировке эта фабульная сторона сокращена до минимума. Откровения о сокровенном, в рассказе акварельные и бесстыдные одновременно, почти непереводимы на язык театра. Зато сценичной оказывается история Тани Колываной (Улицкая не только блестящий стилист, но и мастер сюжетов и характеров) – переростка, второгодницы, гадкого утенка и Золушки одновременно. В спектакле иногда выбивается из общего стиля ее речь от первого лица – «я пошла», «я сказала», «я тогда еще не знала»... – коварство любой инсценировки, кому-то приходится брать на себя роль рассказчика.

Старая-старая сказка

Девочки растут, а вместе с ними проблемы. «Пионерский» сюжет актрисы отыгрывают с заразительным рвением и самозабвением детей, у которых не было такой игрушки. Ни этой коллективной физзарядки с серьезными лицами, ни предлога покомандовать подругами, покрикивая «как большая».

И только вечно последняя Колыванова остается «за бортом» – таких не берут в пионеры. Но что пионерия, когда во власти Тани организовать одноклассницам (сами захотели) инициацию посерьезнее официальной. Кто же знал, что безрукая родственница Тани «Т. Колыванова», вышившая ногами портрет тов. Сталину в подарок, окажется грубоватой тетей Томой с нелитературной речью и несоветской логикой. Мир постепенно раскрывается перед девочками – не все одинаково крепко любят «тов. Сталина».

И не всегда логично развивается жизнь. Второгодница Колыванова в финале окажется главным триумфатором класса. Переживет детскую влюбленность в элегантную учительницу-немку, такую буржуазно-прекрасную с мундштуком и дорогими духами (танцующая Виктория Максимова), абсурдную продажу невинности за цветы для объекта поклонения... И не сопьется, как думалось девочкам, окажется не под забором, а замужем за шведом. Вот она, старая-старая женская сказка – в новых исторических реалиях.

Режиссура в «Девочках» по-прежнему сосредоточена на раскрытии актрис, но некоторые постановочные приемы интересны сами по себе. Остроумно и просто решен лифт: прорезанным в заднике под потолком прямоугольником. И трамвай, изображенный сильно накрахмаленными простынями замерзших окон. Интересны сцены-«стоп-кадры» и замедленные, «в рапиде».

Но героини вечера все же молодые актрисы – вчерашние Золушки, будущие королевы.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления