
На три вечера, с 11 по 13 мая, привезут спектакль «Донка» швейцарского режиссера, актера, клоуна и хореографа Даниэле Финци Паска. Событие уже одно то, что Международный фестиваль им. Чехова впервые едет со спектаклем в Самару. О красивом лирическом цирке Паски — отдельный разговор.

На три вечера, с 11 по 13 мая, привезут спектакль «Донка» швейцарского режиссера, актера, клоуна и хореографа Даниэле Финци Паска. Событие уже одно то, что Международный фестиваль им. Чехова впервые едет со спектаклем в Самару. О красивом лирическом цирке Паски — отдельный разговор.
Финци Паска — представитель так называемого «нового цирка», существующего на стыке с театром и танцем. Он родился в Швейцарии в семье фотографов, был гимнастом и клоуном, на родине создал «Театро Сунил», прославился спектаклем Icaro, поставил в своем театре около 20 спектаклей, с которыми ездил по всему миру. Работал с канадским «Цирком Элуаз», поставил шоу Corteo для знаменитого Цирка дю Солей, в 2005-м ставил церемонию закрытия Олимпийских игр в Турине.
В Москву он впервые приехал в 2007-м на Чеховский фестиваль. Его «Дождь» с артистами «Цирка Элуаз» был лирическим, сентиментальным театрально-цирковым представлением, проникнутым невесомой грустью по ускользающим воспоминаниям детства и юности: о разбитой коленке, потерявшемся мячике, любимом парке и бросившей невесте. Акробаты, жонглеры, силачи, эквилибристы под берущую за душу музыку выполняли невероятной сложности трюки, оставаясь при этом хорошими театральными артистами. У каждого был свой характер, в представлении — довольно много самоиронии и рефлексии над штампами цирковой арены, и все это невероятно красиво сделано. Ах, этот финальный ливень, с брызгами в свете прожекторов!
Одним словом, наш человек не мог не влюбиться в пронзительно-ностальгические театральные работы Финци Паски. В прошлом году он (уже в качестве безусловного фаворита публики) привез спектакль «Туман», а в 2010-м показал специально заказанную ему Чеховским постановку.
Международный фестиваль, вообще-то биеннале (проходящий дважды в год), в этом году проходит внепланово. В программе, посвященной 150-летию со дня рождения Чехова, много копродукций Чеховского (взявшего на себя миссию знакомить отечественную публику с лучшим в мировом театре) с известными режиссерами. В основном это странные, неканонические спектакли по мотивам произведений театрального классика. Так, японский хореограф Дзе Канамори в июне представит танцевального «Черного монаха», наш Дмитрий Крымов поставил карнавальную феерию «Тарарабумбия. Шествие» и так далее. А Финци Паска выпустил «Донку». С ней знаменитый Чеховский фестиваль (при поддержке Правительства РФ и Фонда Михаила Прохорова, при партнерстве ТКА «Арт-Самара») впервые приедет в наш город.
Финци Паска никогда не ставил готовых пьес, и «Донка» (название спектаклю дала удочка) тоже очень вольно интерпретирует творчество и биографию Чехова. «Собиратель образов, которые не всегда выстраиваются в прямую линию», как называет себя сам режиссер, поставил поэтический набор номеров, ассоциативно связанных в грустную, иронично-ностальгическую картину. Здесь три сестры раскачиваются на огромных качелях, девушки-снежинки летают вокруг огромной ледяной люстры, здесь ловят рыбу удочками-лентами, а к финалу нарастают болезненные, трагические мотивы — то ли из истории болезни Чехова, то ли из того, что он был доктором, но в спектакле будут госпитальные кровати и завернутые в бинты гимнасты-пациенты. И будут колокольчики на удочках. Помните: «Надо, чтобы за дверью каждого счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком...»
Критики пишут, что в «Донке» у Финци Паски меньше цирка, чем обычно, и что порой он уж очень не по-чеховски сентиментален — но, как бы то ни было, для нас этот спектакль - то, что называется must-see, или «смотреть обязательно», как пишет про такие вещи киноклуб «Ракурс». В небогатом на качественные театральные гастроли городе такое не пропускают. Билеты стоят от 500 до 2500 руб.