В эти дни в «Арт-Пропаганде» и Самарском литературном музее работают экспозиции художника, фотографа и дизайнера Оксаны Стоговой. Первая, «Световой день», - размышление над ролью света в жизни человека XX-XXI столетия. Вторая - «Цветолингвистика» - переосмысление классических литературных сюжетов с помощью цвета.
В эти дни в «Арт-Пропаганде» и Самарском литературном музее работают экспозиции художника, фотографа и дизайнера Оксаны Стоговой. Первая, «Световой день», - размышление над ролью света в жизни человека XX-XXI столетия. Вторая - «Цветолингвистика» - переосмысление классических литературных сюжетов с помощью цвета.
Стогова обладает удивительным чувством цвета, с ним постоянно и экспериментирует. То исследует отсутствие его в современном искусстве (проект «Деколоризация живописи»), то показывает, как дети мыслят цветовыми категориями («Плагиат»). Но к колористическим изыскам Стогова, выпускница Самарского художественного училища, обратилась не сразу.
После поездки в конце 90-х в Штутгарт, под впечатлением от европейского искусства, она увлеклась коллажом и создавала, по ее словам, «живопись на мусоре». Позже, при участии коллег из Штутгарта, освоила несколько модных направлений искусства — видеоарт, фотографию... Но в конце концов вернулась к тому, с чего начинала - живописи.
Стогову неплохо знают в Европе: в частности, в Швейцарии и Италии, где она постоянно участвует в выставках. Самарцы же помнят ее по Ширяевской биеннале и нескольким персональным экспозициям.
Помимо активного творчества, Стогова выступает еще и в качестве культуртрегера, знакомя самарцев с достойными арт-деятелями из Германии. В «Арт-Про-
паганду», например, она уже привозила Юргена Киерспеля со сборником лучших видеоартработ со всего мира. В туалете же собственной мастерской еще в 2001-м открыла галерею современного искусства T-Rooms, где с тех пор выставляется вместе со штутгартцами.
Два ее новых проекта, как и многое в творчестве Оксаны, появились спонтанно. «Световой день», например, возник из размышлений о роли света в жизни современного человека. Стогова собрала самые заурядные вещи, вроде старых щеток или мебели, окружила их разнообразными источниками света - от люминесцентных лампочек до светящихся шнуров. А в центр поместила проектор, который показывает слайд-шоу через призму стеклянных домиков, так что получаются причудливые отражения на потолке и стенах.
«Цветолингвистика» еще более интересна: Оксана отобрала цвета из текстов своих любимых авторов и просто нарисовала их. Причем сознательно отказалась от иллюстраций, заменив их сочетанием вертикальных полос: «Используя иллюстрации, художник повторяет пройденные этапы живописи и привносит свое эмоциональное отношение, например, к тому, как нанести краску и так далее. Я специально отказалась от субъективизма и занялась анализом литературы – констатацией факта».
Выбрав произведения совершенно разных периодов и направлений - от эпохи Возрождения (Шекспир) и романтизма (Гофман) до современников.
Наиболее богатая гамма цветов получилась у Эрнеста Теодора Амадея Гофмана. «Период романтизма – очень эмоциональный, описательный, – поясняет Оксана. - Можно заметить, что у Гофмана происходит много событий. Чтобы донести до читателя их суть, а также все чувства, переживания, автор использует большую палитру слов».
Более внимательно к выбору цветов, по мнению Стоговой, подошел в своих пьесах Шекспир. В «Ромео и Джульетте», например, преобладает цвет чистоты - белый. В «Макбете» под стать драме – красный. Современную же литературу отличают минимализм и строгость в отборе цветов. Например, Милорад Павич во «Внутренней стороне ветра» работает на контрасте черного и белого.
«Световой день» продлится до конца недели, «Цветолингвистика» - весь июнь. Впрочем, по прогнозам Стоговой, у второго проекта будет продолжение: теперь художник попробует охватить русскую классическую литературу, включая Александра Пушкина.