RU63
Погода

Сейчас+1°C

Сейчас в Самаре

Погода+1°

ясная погода, без осадков

ощущается как -1

2 м/c,

ю-з.

759мм 54%
Подробнее
1 Пробки
USD 91,69
EUR 98,56
Развлечения Как это было Как это было: открытие сезона в обновленном Оперном

Как это было: открытие сезона в обновленном Оперном

Самарский академический театр оперы и балета в течение трех дней принимал слушателей в своем обновленном зале. К открытию сезона подготовлена программа гала-концерта, включающая фрагменты из известных классических опер, балетов и оперетт.

Трехчасовая программа концерта оказалась разнообразной и насыщенной, потребовала мобилизации ресурсов всех цехов театра. Ее открыла увертюра к опере Глинки «Руслан и Людмила». Это тот самый случай, когда можно было воспользоваться обретенной возможностью регулировать глубину оркестровой ямы и поднять музыкантов до уровня планшета сцены. Но время реализации этого «спецэффекта», очевидно, еще впереди, и в течение всего вечера оркестр так и оставался на изрядной глубине.

Конечно, в выступлениях солистов академической труппы хочется прежде всего ощутить мастерство и следование лучшим исполнительским традициям. Поэтому не случайно название этого материала. Народный артист России, лауреат Государственной премии Александр Сибирцев, давным-давно побивший все мыслимые возрастные рекорды для пребывающего в отличной форме певца-тенора, по-прежнему являет собою образец подлинного артиста с большой буквы. В его исполнении прозвучала вершинная по сложности ария Калафа из оперы Дж. Пуччини «Турандот», которая по зубам далеко не всем и более молодым солистам ведущих оперных трупп.

Высокой вокальной культурой, эмоциональной глубиной и выразительностью как всегда отличалось пение народной артистки Киргизии меццо-сопрано Валентины Анохиной, исполнившей сцену гадания Марфы из оперы М.Мусоргского «Хованщина». Именно эти качества, на мой личный взгляд, и составляют особую прелесть оперного искусства, у опытных мастеров они с лихвой компенсируют неизбежные возрастные утраты.

Отличились и представители среднего поколения оперной труппы. В исполнении заслуженного артиста Росси Василия Святкина великолепно прозвучали бравурные куплеты Тореадора из оперы Ж.Бизе «Кармен». Татьяна Гайворонская продемонстрировала прекрасную кантилену, тонкую нюансировку и ровность звучания голоса в культовой арии Нормы из одноименной оперы В.Беллини, а Ирина Янцева с завидным мастерством исполнила свой коронный номер – арию Царицы ночи из оперы В.Моцарта «Волшебная флейта».

Концерт стал своеобразным экзаменом и для балетной труппы театра, которая в течение последнего десятилетия обрела достаточную стабильность. Сегодня в ней есть опытные мастера и молодые солисты, техническая оснащенность которых позволяет достойно выглядеть в разноплановых партиях классического и современного репертуара.

В концертной программе на высоте были дуэты заслуженных артистов России Марины Дворянчиковой и Алексея Турдиева в вальсе Ф.Шопена, призеров международных конкурсов Екатерины Первушиной и Виктора Мулыгина в гран-па из балета Л.Минкуса «Дон Кихот», Юлии Голициной и Дмитрия Пономарева в адажио из балета П.Чайковского «Лебединое озеро». Удачно выступил Алексей Савин, исполнивший по существу трюковой номер - гопак из балета Соловьева-Седого «Тарас Бульба». Впереди у молодых балетных артистов постижение психологических глубин исполняемых партий, что всегда отличало мастеров самарской труппы.

Многие номера программы шли в сопровождении хора, который в финале «солировал» во фрагментах из оратории К.Орфа «Кармина Бурана». В исполнении оркестра театра под управлением заслуженного деятеля искусств России Владимира Коваленко прозвучали фрагменты из опер «Сорока-воровка» Дж. Россини и «Сельская честь» П.Масканьи. За пультом в этот вечер был и заслуженный артист России Борис Бенкогенов.

По существу все номера концертной программы были исполнены на достаточно высоком уровне. Тем не менее у меня, как у зрителя, имеется ряд существенных претензий к концерту. Во-первых, насторожило явное стремление перевести его в разряд броского шоу, что никоим образом не соответствует самой сущности классической программы, да и вообще академическим подмосткам оперы. Оглушительный конферанс, превышающий по громкости звучание голосов солистов и сдобренный неуместными дифирамбами в адрес исполняемых произведений и выходящих на сцену артистов, неуместная, претендующая на этакую легкость, развязность ведущего – все это свидетельство того, что концертной программы не коснулась рука профессионального режиссера. Будь по-иному, то и цыганскую пляску из балета «Дон Кихот» вряд ли предварили строки ... из пушкинских «Цыган».

Зрители смогли убедиться, что теперь в зале оперы могут демонстрироваться полноценные киносюжеты. Однако прекрасный видовой фильм о столице Италии Риме с его древними кварталами, соборами, памятниками и фресками с картинами рая и ада вряд ли был уместен на фоне увертюры к россиниевской опере. Видеоряд по существу убил звучание оркестра, которое превратилось в обыкновенный закадровый саундтрек, не позволил сосредоточиться на ювелирных мелодических красотах, тем более оценить качество звучания. Столь же неуместным и тенденциозным показалось исполнение фрагмента из «Хованщины» на фоне лика древней русской иконы.

К очевидным постановочным ляпам следует отнести и то, что на свой сольный номер – жизнерадостную арию Роберта из оперы П.Чайковского «Иоланта» молодой солист Г.Цветков вышел в тонированных темных очках, в которых то и дело отражались лучи направленных на сцену прожекторов, делая певца похожим на Кота Базилио.

Программа трех концертов оставалась неизменной, но некоторые ее номера исполнялись разными солистами. Это совершенно правильное решение: гала-концерт был призван в наилучшем свете представить публике всю труппу театра. Тем не менее, некоторые из ее солистов все-таки оказались за бортом программы, и это, на мой взгляд, стало свидетельством непростых чисто человеческих взаимоотношений в труппе и того, что личные амбиции руководства театра взяли верх над творческими интересами коллектива.

Фотоотчет представлен изданием «Новая Газета в Поволжье».

1 из 16
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления