В музее Алексея Толстого открылась выставка «Толстой и футуристы», раскрывающая драматичную историю отношений будущего «советского классика» с направлением, которое считало себя самым революционным, но советской власти оказалось ненужным.
Оформление выставки вполне соответствует духу предмета: на стенах двух залов образовался живописный хаос из фотографий, картин и афиш, перемешанных с высказываниями знаменитостей начала ХХ века, которые в основном ругают новое направление. Центром же композиции стала странная конструкция, напоминающая, видимо, о «корабле современности», с которого футуристы так хотели кого-нибудь сбросить. «Многих удивила эта тема, — рассказал автор выставки, старший научный сотрудник музея Сергей Баландин. - Ведь Толстой ассоциируется в первую очередь с реализмом. Но в фондах музея я нашел вырезку из журнала: «Алексей Толстой объявляет себя футуристом». Потом узнал, что вторая гражданская жена Толстого Софья Дымшиц была художницей-футуристкой и одна из ее работ есть в нашем художественном музее...».
В общем, связи Толстого с футуризмом оказались весьма тесными. Чтобы показать их, организаторы выставки задействовали свои фонды и материалы из нескольких музеев — музея Маяковского, музея Андрея Белого, Самарского художественного музея. Среди предъявленных публике экспонатов и уже упомянутая работа Дымшиц, и фотографии Толстого с такими деятелями авангарда, как Татлин или Маринетти. Присутствуют и подборка стихов, которые поэты-бунтари читали в знаменитой «Бродячей собаке», и даже прототипы футуристской картины, упоминаемой в романе «Хождение по мукам».
Дальнейший сюжет, также представленный множеством документов, развивается весьма драматично — большевистскому государству необходима была стабильность, и реализм Толстого оказался гораздо нужнее властям, чем вечная революционность футуристов. Композицию эффектно замыкают два документа. Первый - выдержка из материалов, собранных следователями по поводу самоубийства Маяковского, где упоминается Толстой, сказавший кому-то из друзей, что ему стыдно за то, что он вынужден писать при советской власти. Второй - список произведений в коллекции Художественного музея, которые коммунистические власти назначили к уничтожению как ненужные. Среди них упоминается и работа бывшей жены Толстого Софьи Дымшиц (к счастью, сотрудники Художественного музея не выполнили распоряжение).
После этого остается еще исследовать целый зал, посвященный футуристам самарским. Здесь главными героями становятся люди, мало кому известные, но они поражают многообразием их связи с главными героями художественной сцены начала ХХ века, с одной стороны, и нашим временем - с другой.
Несомненно, эта выставка — большое достижение музея. Материала собрано множество, представлен он увлекательно и наводит на далеко идущие размышления.