Традиционная режиссерская лаборатория «Молодая режиссура. Спектакль для маленьких» проходит в театре уже в пятый раз, но в этом году получилась особенно насыщенной. Во-первых, впервые среди режиссерских работ были самарские и частью весьма и весьма интересные. Во-вторых, по итогам в «СамАрте» планируются постановки двух молодых московских режиссеров.
Дети умнее
Через самарскую лабораторию прошли, кажется, все известные молодые режиссеры, работающие в детском театре. Им приходилось переводить в спектакль стихи, работать над «Курочкой Рябой» или над самостоятельно выбранным материалом. Самой результативной стала третья лаборатория, прошедшая летом 2009-го: по ее итогам в репертуаре «СамАрта» появились сразу три спектакля для маленьких - «Азбука Льва Толстого», «Красная шапочка» и «Про самого длинного червяка».
В этом году поставить эскизный спектакль в лабораторных условиях пригласили двух молодых москвичей: Веру Попову (ГИТИС, мастерская Сергея Женовача) и Кирилла Вытоптова (ГИТИС, мастерская Олега Кудряшова). Кирилл уже успел «прозвучать» в Москве - выпустил Чехова на малой сцене «Современника» и теперь работает на большой сцене с той же именитой труппой. В рамках лаборатории свои работы показали и актеры «СамАрта», участники режиссерских курсов Анатолия Праудина: Павел Маркелов, Дмитрий Добряков, Оксана Штанина, Оксана Карташова (помреж).
Лаборатория – совсем не закрытое мероприятие. Каждое утро (показы шли в два выходных дня) в холле «СамАрта» собиралась толпа детей разного возраста. Руководители лаборатории театральный продюсер Олег Лоевский и драматург Михаил Бартенев после каждого эскиза расспрашивали детей: понравилось ли? что было непонятным? было интересно или скучно? нужно ли продолжать работу над этим спектаклем? Кроме того, что «Лоевский и дети» - само по себе отдельный жанр и спектакль, разговоры эти едва ли не важнее, чем обсуждение эскизов экспертами. У взрослых ведь очень приблизительные представления о том, что интересно и нужно детям, часто, прямо скажем, ханжеские представления, да и дети, как справедливо заметил на круглом столе московский критик Павел Руднев, сильно поменялись. При разговоре же выясняются порой неожиданные вещи: например, мальчик лет семи очень вменяемо и четко раскладывает на составные части эскиз — кто кого любил, кто кого нет, о чем был спектакль; следом за ним девочка 13 лет утверждает, что спектакль не детский, она многое не поняла. Вот и установи тут возрастную планку. В общем и целом же при таких разговорах дети всегда оказываются умнее, чем о них обычно думают.
Жили-были
Темой лаборатории в этом году стала сказка. Самарские ученики Праудина работали над фольклорным материалом, и тут «проснулся знаменитым» Дмитрий Добряков: его «Репка» получилась цельным, живым, остроумным и проработанным мини-спектаклем. Актер «СамАрта» поставил самодостаточный пролог к известному сюжету, дофантазировав, как «жило-было» известное семейство, пока не вырастило репку. Дед у Добрякова не глава семьи, тут правят женщины: пока бабка с внучкой спят, он моет пол и, как непризнанный художник, рисует разводами на полу. Режиссер вместе с актерами нашел очень точные образы персонажей, продумав все детали, от прически Бабки и Жучки до пластики Мышки и Кошки. В эскизе много родившихся из этюдов точных и остроумных сцен: как Кошка и Жучка, забравшись в постель, вытесняют оттуда Бабку с Внучкой, как Дед разворачивает завернутое в неисчислимые обертки заморское семечко… О «Репке» все эксперты высказались с редким единодушием похвально, а показы в этом году обсуждал представительный совет из критиков Павла Руднева (Москва), Евгении Тропп (Петербург), Алексея Гончаренко (Москва), режиссеров Владимира Богатырева (Москва) и Евгения Зимина (Петербург), а также завкабинетом детских театров СТД РФ Ольги Глазуновой.
Интересно сделал японскую сказку про двух лягушек, отправившихся спасаться от засухи друг другу навстречу, Павел Маркелов. В вокально-пластическом эскизе в подробностях показана жизнь двух лягушек. Критики, правда, говорили на обсуждении, что «этнография» сыграла злую шутку с этой заявкой, почти заслонив смысл.
Скоро на сцене
У москвичей эскизы были ближе к полноценным спектаклям, и планируется, что работы Веры и Кирилла скоро появятся в репертуаре «СамАрта».
Вера Попова поставила сказку уральского драматурга Ярославы Пулинович «Птица Феникс возвращается». В пьесе кошечка Тося из Екатеринбурга буквально навязывается птице Феникс, летит с ней в Париж и мечтает сделать карьеру певицы, птица же всячески стремится избавиться от непрошеной подруги, но в итоге именно из-за Тоси передумывает умирать. Режиссер интересно оформила спектакль подвешенными на веревки подушками (облака), обаятельно играющая кошечку Антонина Конева установила прекрасный контакт с детьми, актерски спектакль получился очень интересным, чего стоит хотя бы бенефисная сцена Юлии Клюкиной и Дениса Бокурадзе (семейная пара двух старых попугаев). Правда, из-за больших сокращений и каких-то неполадок с финалом на показе конец истории вышел смазанным – непонятно, с чего вдруг птица, решившая сгореть на солнце, все-таки вернулась к Тосе.
«Макарова месть», сказка по пьесе Михаила Бартенева в постановке Кирилла Вытоптова, временами провисала по ритму (эксперты спорили, в тексте причина или в режиссуре), но в целом оказалась почти готовым спектаклем. Герой этой притчевой истории Макарушка (Павел Маркелов) уходит из дома, чтобы отомстить укравшему корову обидчику. Одержимый своей идеей, он не оглядывается на постоянный зов матери и в итоге своих скитаний поступает в ученики к тому же мошеннику, который увел его корову (яркий образ восточного хитреца в исполнении Юрия Долгих). И хотя вопросов к созданному за несколько дней эскизу еще много, в нем как-то очень точно схвачен смысл сказки и создан такой образный ряд, что можно только ахать и аплодировать (устройство человека, например, показано через натюрморт из фруктов: сердце – персик, кишечник – бананы и т.д.).
Интервью с Кириллом Вытоптовым читайте в одном из ближайших номеров «ВК», а спектакли смотрите в «СамАрте» в следующем сезоне.
Комментарии:
Олег Лоевский, театральный продюсер:
- «Репка» - это, конечно, абсолютный Праудин. Можно вспомнить «Отелло», в котором он делал всю предысторию, начиная с детского сада, куда Отелло ходил вместе с Яго и рисовал картинки. Но сделано грамотно, симпатично, интересно. Что мне понравилось больше всего, и что отметили дети – сказка становится не нужна. Мы приобрели новое знание об этих людях, и сказка становится избыточной. Да, сейчас они все разрозненны, какие-то связи между ними только намечены, собаку с кошкой даже выгнали из кровати – но в дальнейшем из одного доброго дела, из этого подаренного семечка вырастет целая история. Можно додумывать, что есть бесконечный женский мир и бедный униженный мужчина, изгнанный из этого мира… Это современная история, рассказанная современным человеком, понятная детям, а главное, демонстрирующая профессионализм. По-моему, это очень хорошая работа.
Кирилл Вытоптов, режиссер, участник лаборатории:
- Я уже ставил эту сказку Михаила Бартенева на Сахалинской лаборатории. Не могу сказать, что здесь показал совсем автономное произведение, что-то мы перенесли, но благодаря тому, что актеры другие, спектакль приобрел иную интонацию. У меня всегда хорошие ощущения от работы в любом театре с любым составом, поскольку это всегда неожиданность и в любом случае - школа лавирования. Но труппа в «СамАрте» очень отзывчивая, безусловно. Актеры же всегда с некоторым нытьем, но с большой ответственностью идут на этот риск: за три дня учить слова - для них это стресс, и нужно его преодолеть, ножичком так срезать. Я прошел пять или шесть таких лабораторий и примерно представляю, к чему себя готовить.
Павел Маркелов, актер, режиссер эскиза «Лягушка из Киото и лягушка из Осака»:
- В заявке, конечно, не выверена продолжительность, потому что там, где мы остановились, начинается как раз быстрая часть – лягушки вступают в контакт, происходит самое большое разочарование всей их жизни… Но мы поняли, что как только зацепим эту часть, не успеем ничего сделать. Для меня важно было, наверное, проверить для себя, насколько медленный ритм можно выдержать в наше быстрое время. Вообще это очень здорово, что когда ты только делаешь первые шаги, твою работу уже обсуждают такие умные люди. Чем кончилась сказка? Прочитайте.