Восстановленный в селе Бобровка легендарный У-2 примет участие в Параде памяти.
Восстановленный в селе Бобровка легендарный У-2 примет участие в Параде памяти.
Восстановленный самарскими пилотами У-2 станет ведущим самолетом в воздушной части Парада памяти, который пройдет на площади Куйбышева 7-го ноября. Вместе с ним над площадью пролетят Яки-52, стилизованные под легендарные военные истребители Як-1.
Универсальный «кукурузник»
«Эту машину называли «ночным фельдфебелем», – рассказывает Евгений Смирнов, один из инструкторов Самарского аэроклуба, где восстанавливали самолет, – Слишком часто они мешали фашистам спокойно заснуть».
Самая старая деталь изготовленной самарскими инструкторами модели У-2 с говорящим номером RA-1945 G – 42-го года, самая новая – 45-го. Одна из немногих особенностей этой машины номер двигателя RA-1945 G — подарок от московского аэроклуба, помогавшего в регистрации. Еще одна изюминка — надпись на борту.
Этому самолету предстоит стать одним из главных главным героев авиационной части Парада памяти, который пройдет на площади Куйбышева 7 ноября. Инициаторами его выступили представители регионального отделения партия «Единая Россия». Напомним, Куйбышевский парад 1941-го стал единственным авиационным за все годы Великой Отечественной войны. Тогда небо над городом закрыли крылья более шестисот самолетов.
Звук мотора «кукурузника» ПО-2 и его боевой версии, бомбардировщика У-2 совсем не похож на рокот боевого самолета. Скорее на жужжание кофемолки — именно так его прозвали немцы.
Воссоздание самолета, который теперь летает над аэродромом в Бобровке, началось с мотора. Инструктор Евгений Смирнов выменял «сердце» бомбардировщика у товарища на другой авиахлам, которого в любом ангаре с избытком. Как позднее выяснилось, приобретенному движку место среди музейных экспонатов. Именно такие моторы в СССР стали первыми агрегатами серийного производства.
«Впервые самолет этой модели оторвался от земли в 1927 году. Тогда никто и не думал, что он станет «долгожителем», – рассказывает Евгений Смирнов. – Простенький, дешевый самолетик... Поликарпов разработал его между проектированием истребителей и серьезных бомбардировщиков. ПО-2 задумывался как учебный, для военно-воздушных сил, но его ждало куда более славное будущее».
Свой экземпляр У-2 пилоты самарского аэроклуба собрали, использовав 90% «родных» деталей. Шесть лет ушло на то, чтобы добиться исторической точности и поднять машину в небо.
К началу войны У-2 был далеко не самой современной машиной. Зато одной из самых универсальных. Это качество оценили в начале военных действий на Южном фронте, когда начались бои за Одессу. Если днем самолеты этой модели можно было сбить даже из винтовки, попав в бензобак, то ночью в темноте замены им было не найти. При этом бомбардировщик взлетал даже с неподготовленных площадок, и мог на малой скорости пройти над целью.
Пилоты-энтузиасты долго думали, что же написать на борту самолета. Во время Великой Отечественной войны машины украшали самые различные слоганы, например, «Смерть фашистам!». В итоге решили использовать что-то более нейтральное и нанесли на борт надпись «За боевых друзей».
Сценарий основан на реальных событиях
Над площадью Куйбышева планируют воссоздать и те боевые порядки, в которых прошли самолеты 7 ноября 1941 года. Конечно, в иных масштабах (в 1941-м самолетов было более шестисот), но исторически верно. Так, первыми над площадью появятся Яки, вслед за ними – У-2. За счет разности скоростей истребители развернутся и сделают еще проход, У-2 также повторит пролет, но чуть позже.
«Сделаем камуфляж снизу в голубом цвете и с большими красными звездами, чтобы они были видны зрителям парада, – говорит начальник Самарского областного аэроклуба, полковник запаса Геннадий Черковский. – Во время войны для того, чтобы самолет можно было идентифицировать, понять, вражеский или наш, старались сделать так, чтобы он выделялся – с помощью больших красных звезд. У-2, кстати, так и раскрашен».
«Коллектив нашего аэроклуба – это, в основном, офицеры запаса, которые отлетали по 30-40 лет, – подчеркивает Геннадий Черковский. – И для нас парад – не рядовое мероприятие, а знаковое событие. Участие в нем – большая честь, и мы сделаем все, чтобы провести его на самом высоком уровне.
Парад 1941 года проходил в сложной обстановке, в самое суровое время, когда фашисты подошли к Москве. Тем не менее, это выдающееся политическое событие в истории нашего государства все-таки состоялось. Сейчас мы должны максимально приблизить то время, построить машины в те же боевые порядки и выполнить те же проходы, что были на параде 70 лет назад».
«Единая Россия» листает страницы истории
Первая тренировка пилотов состоялась в минувшую субботу. В этот день два Як-52 и У-2 взмыли в небо над аэродромом «Бобровка». По штурманскому расчету, скорость – не менее 160 километров в час, высота – 100-150 метров, интервал – 15-20 метров. Все фигуры высшего пилотажа – три мертвые петли и крутые бочки, – были выполнены «на отлично».
«Если 7 ноября погода будет ясной, удастся не только повторить исполненное, но даже устроить воздушный бой, – обещают летчики. – Тогда авиачасть парада можно будет считать отработанной по полной программе. Пусть не количественно, но качественно».
Пилоты особенно подчеркивают, что для них участие в параде – не только дань уважения людям, которые проливали свою кровь за Родину, но и важный элемент патриотического воспитания подрастающего поколения.
«Военно-патриотическое воспитание молодежи очень важно, и восстановление парада 41-го послужит хорошим примером для современных детей, – считает вице-спикер думы г.о. Тольятти, член регполитсовета ВПП «Единая Россия» Владимир Дуцев, который регулярно привозит школьников в Бобровку на экскурсии. – В областном аэроклубе уделяют этому особое внимание, каждое лето здесь проходят начальную военную подготовку школьники со всей губернии. Это, по сути, возрождение тех славных традиций, которые были у нас в Советском Союзе. И парад послужит их продолжением.
Партия «Единая Россия», в свою очередь, взяла на себя финансирование этих мероприятий, восстановление самолетов, которые примут участие в воздушном параде».
Кстати в будущем самарские пилоты уже наметили восстановить ИЛ-2. Они очень хотят, чтобы в губернии был хотя бы один летающий самолет этой модели. Напомним, на постаменте на пересечении Московского Шоссе и проспекта им. С.Кирова в Самаре установлен только корпус боевой машины. А «рабочего» самолета в региональном раритетном авиапарке пока нет. Конструкторы надеются, что этот штурмовик откроет воздушную часть Парада, посвященного 70-летию Великой Победы.
Кстати
К началу войны У-2 был далеко не самой современной машиной. Зато одной из самых универсальных.