К своему 75-летнему юбилею и 115-летию коллекции Самарский художественный музей проводит череду выставок из своего собрания. Самая, пожалуй, яркая из них - «Образ женщины в советском искусстве» - до сих пор экспонируется в Мраморном зале. На днях в небольшом интерьере лекционного зала открылась еще одна подобная выставка - «Тихая жизнь вещей», на которой представлен отечественный натюрморт ХХ века из коллекции музея.
Сразу хочется заметить, что, на взгляд автора этих строк, несмотря на содержащееся в аннотации заявление об уникальности выставки, она вряд ли может претендовать на столь высокий статус. Жанр натюрморта весьма популярен, но экспозиция получилась не столь впечатляющей. Очевидно, в коллекции нашего музея натюрморт представлен достаточно скромно, хотя из постоянной экспозиции и запасников для нынешнего вернисажа отобрано, очевидно, самое лучшее.
Значительная часть представленных экспонатов – работы как бы «второго эшелона». Они мрачноваты по колориту и «не дотягивают» до эталонных образцов жанра. К тому же и само по себе экспозиционное пространство лекционного зала на этот раз выглядит на редкость непрезентабельно, без свойственного музейным интерьерам строгого «шика».
Конечно, в экспозиции есть несколько хороших работ, отсылающих к различным этапам развития жанра. Так, запомнился классический по своей композиции «Натюрморт с лимоном» Н.Козочкина – работа 1923 года. Он выполнен «под голландцев», но в нем, однако ж, не достает присущего выдающимся образцам таких картин изящества, тонкости и световых эффектов.
Запомнилась картина В.Стожарова, на которой обилие хлебов и атрибутов для чаепития – это было характерно для советской живописной манеры середины прошлого столетия. А вот натюрморт 1967 года И.Попова с газетами. Подчеркнута сиюминутная актуальность и в то же время обыденность композиции: можно разобрать названия газет - «Комсомольская правда», «Советская культура», а также заголовки статей с заявлением советского правительства, сообщением о гибели космонавтов. И над всем этим - пепельница с дымящимся окурком.
Одними из лучших в экспозиции показались полотна патриарха самарской живописи Ивана Карпунова, выполненные в традиционной для мастера примитивистской манере. В них присутствует некая призрачность, дымка, обволакивающая мягкость цветовой гаммы.
Вышло так, что сразу после осмотра выставки натюрморта мне в руки попал очередной номер издаваемой под патронажем областного министерства культуры газеты «Афиша» - солидная пачка экземпляров этой газеты лежала здесь же, в вестибюле художественного музея.
Обратила на себя внимание помещенная в ней по существу программная статья с достаточно нелицеприятной оценкой нынешнего состояния художественной жизни Самары, в которой «серьезное искусство переживает не лучшие времена». По мнению автора – сотрудника Самарского художественного музея, это связано исключительно с тем, что в городе прекратили функционировать экспериментальные площадки и «даже «Виктория» (почитаемая многими лучшей частной самарской галереей – это я уже от себя) уже третью выставку подряд делает в общем тренде».
По существу речь идет о том, что все мало-мальски значимые явления художественной жизни города автором однозначно связываются с тем, что принято называть современным искусством: коллажами, инсталляциями, абстрактными композициями и другими атрибутами, являющимися, в том числе, и продолжением подвергавшегося долгие годы гонениям андеграунда.
Все остальное, по мнению автора, являет собою «добротно сделанный, но легкомысленный декоратив, который повально выставляют многочисленные галереи, открывшиеся в последние годы». И далее: «Это искусство приятно друзьям и родственникам художника, служит милым обрамлением для фуршета и понятно местным журналистам. Но, увы, не более того».
Что поделать, местной журналисткой братии – иногда вполне заслуженно - достается не только от музейщиков, но и от служителей всевозможных муз за ее абсолютное, на их взгляд, невежество и некомпетентность.
Не претендуя на высокий профессионализм, хотелось бы все же выразить сомнение в том, что новая эра высокой культуры определяется исключительно супермодерновым новоделом наших дней при отрицании и предании анафеме исторически сложившихся традиционных направлений, в данном случае – в изобразительном искусстве. Так, от одного из самых талантливых и уважаемых мной молодых самарских апологетов современного искусства довелось услышать, что Репина давно пора отправить на свалку.
Достаточно нарицательным в этом отношении стал опыт Перми, которую оккупировавшие ее пропагандисты нового искусства за счет внедрения оного взялись подтянуть до статуса культурной столицы России. При этом – ни слова о том, что в этом городе немалые культурные традиции, связанные и с родившимся и выросшим здесь Сергеем Дягилевым, и с одним из старейших и лучших в стране хореографических училищ - наследником ленинградского Вагановского училища, и с известным в стране оперным театром, и с уникальными – «сибирскими» экспозициями музеев – этот перечень, очевидно, можно продолжить.
Кстати, ни о выставке натюрморта, названной устроителями «уникальной», ни об открывшейся 11 апреля в «Виктории» выставке из частного собрания известного самарского коллекционера Виктора Кузина автор статьи в «Афише» не обмолвился ни единым словом. Таким образом, следуя его собственной классификации, эти выставки - из серии «не заслуживающих хотя бы мало мальского внимания».