В Самаре стартовал фестиваль современного искусства «Улица как музей – Музей как улица». Инициаторами его выступили руководители Самарского филиала Поволжского отделения государственного центра современного искусства Неля и Роман Коржовы. Первая выставка в рамках фестиваля – «Слушайте!» немецкого художника Юргена Кирспеля – открылась в Литературном музее в минувшую пятницу.
Фестиваль
У фестиваля длинная предыстория. Когда-то, в 1998 году его организаторы сделали проект «Экология восприятия», в рамках которого размещали произведения художников на остановках, там, где обычно располагаются рекламные баннеры. Список художников уже тогда был внушительным и по числу, и по качеству: Дмитрий Гутов, Франсиско Инфанте, Валерий Кошляков, АЭС+Ф и другие, в том числе самарские, художники. Спустя десять лет, в 2008 году, проект повторили. Сейчас тема внедрения искусства в окружающую среду актуальна как никогда. Симбиоз искусства и реальности, растворение жизни в крепком настое художественного вымысла – вот что занимает умы и художников, и зрителей. Именно поэтому идея подмены коммерческой или даже социальной рекламы искусством с его демонстративной нефункциональностью кажется удачной и меткой.
После «Экологии восприятия» Неля и Роман Коржовы решили развить свою идею. Произведения, выставлявшиеся на улице, созданные для улицы, со временем должны пройти легитимацию и перейти в музей. «Улица как музей – Музей как улица» – фестиваль, призванный наладить обратную связь ценностей: не только из музея на улицу, но и с улицы в музей, поскольку в музее ценности только хранятся, а формируются они как раз на улице.
В основной день фестиваля – 30 мая – самарцев в Художественном музее ждет открытие выставки «Видеть звук» (ее название и стало главной темой проекта), на которой будут представлены видео- и звуковые эксперименты классиков авангарда и современных художников и композиторов. В рамках этой выставки ее куратор Виталий Пацюков покажет уже ставшее знаменитым видеополотно арт-группы АЭС+Ф «Пир Трималхиона», демонстрировавшееся в Музее современного искусства в Перми, в Центре современной культуры «Гараж» в Москве, на Венецианской биеннале современного искусства и на Бессарабском рынке в центре Киева. Среди музыкантов-участников выставки: Владимир Мартынов – композитор-философ и Павел Карманов, автор минималистской и псевдобарочной музыки.
В галерее «Виктория» в тот же день откроется выставка Владимира Тарасова «Первая река» – видеоинсталляция будет сопровождаться музыкальным перформансом в исполнении автора. А позже вечером в Литературном музее состоится выступление самарского хореографического коллектива «Корпорация швов» и группы «Биоволк».
«Слушайте!»
Первой выставкой фестиваля «Улица как музей – Музей как улица» стал фотопроект постоянного участника и друга Ширяевской биеннале Юргена Кирспеля «Слушайте!», состоящий из 60 коллажей, десять из которых с июня будут размещены на остановках города.
Идея проста. В своих коллажах художник без всякого вмешательства совмещает два фотоизображения из газеты «Stuttgarter Zeitung», которую штудировал на протяжении двадцати с лишним лет - с 1990 года по наши дни. Подобно азбуке, выставка вводит зрителя в проблему изображения и звука. На афише фестиваля – мальчик, смотрящий в раструб флейты. О том, что литература и музыка соединяются в песне и опере, мы знаем, но как возможно совмещение музыки и изобразительного искусства? Что между ними общего? Прежде всего, приемы, отвечает на этот вопрос Кирспель своей выставкой. Фотографии, отобранные им, обладают четким и частым ритмом: велосипедисты едут по треку, нацисты времен Гитлера подняли руки под углом, волны одна за другой накатывают на берег. Ритм образуется уже тогда, когда мы видим не замаскированную от нас линию стыка двух фотографий, обнаруживая два изображения в одном, две части, следующие одна за другой.
Коллаж – изобретение авангардистов, желающих разрушить логические связи между явлениями реальности или, вернее, подчеркнуть отсутствие всякой логики в этом «разношерстном» мире, где одновременно сосуществуют «Джоконда» и газета «Le Figaro». Таким образом, коллаж изначально был жанром деструктивным, расщепляющим изображенные предметы, коллажи Кирспеля совершенно другие. Они – собирают реальность. Два изображения, следующих друг за другом – именно следующих, чередующихся, а не накладывающихся друг на друга, как в обычном коллаже, – это же почти кино. Сергей Эйзенштейн писал, что, «если мы вспомним, что Джордано Бруно умирает на костре между премьерами «Двенадцатой ночи» и «Гамлетом», что три мушкетера оказываются современниками Ивана Сусанина», это даст «неожиданный поворот в ощущении того, чем был мир в то время». Иными словами, он предлагал обратиться к синхронии при рассказе об исторических событиях. Синхронии, которая может реализоваться благодаря монтажу только в кино.
Стык двух фотографий у Кирспеля – это имитация монтажной склейки. И если фотография и звук в наших представлениях не увязываются в единое целое, то кино и звук соединяются прекрасно. Если вам приходилось смотреть старый немой фильм без традиционного музыкального сопровождения, вы могли чувствовать, как в барабанной перепонке сами по себе появляются ощущения звука при его явном отсутствии. И речь идет даже не о воображаемых звуках, которые зритель домысливает, глядя на изображение (на коллажах Кирспеля кричат люди и животные, катятся камни, грохочут заводские станки), а простой потребности организма иметь полную картину мира, желания слышать даже тогда, когда слушать нечего. И на выставке «Слушайте!» нужно было уметь перестать слушать сутолоку фуршета и начать слушать фотографии. Так говорит в эпиграфе к своей выставке и сам художник: «Я прекращаю смотреть картины. Я прекращаю картины. Я прекращаю. Я слышу». Там, где есть последовательность, там появляется время и длительность. А где есть длительность, там уместен звук.
Но мы прекрасно понимаем, что перед нами не кино, а фотографии, просто размещенные попарно; до настоящего киномонтажа тут далеко. И при этом, как ни парадоксально, гораздо ближе до музыки как таковой. Газетные фотографии объединены по принципу музыкального контрапункта – соединение двух или более самостоятельных мелодических голосов. Две фотографии объединяются в одну, рождая полифонию – многоголосие не изображения, но мира.