Ежегодная акция, когда все музейные учреждения города принимают гостей после заката солнца, превзошла в этом году по масштабам все проводимые ранее.
Ежегодная акция, когда все музейные учреждения города принимают гостей после заката солнца, превзошла в этом году по масштабам все проводимые ранее.
Правда неприятной неожиданностью стало то, что все заведения, кроме Литературного музея и галереи «Виктория», сделали вход на свои экспозиции платным. Обычно такие мероприятия проводятся, чтобы повысить доступность выставок и привлечь новых зрителей, но, видимо, музейщики уже почувствовали спрос на небогатом предложениями рынке развлекательных услуг и поспешили снять «сливки».
Музей им. Алабина, в отличие от остальных, провел свою акцию на день раньше — в пятницу, а не в субботу. Сотрудники аргументировали это особенностью экспозиции и программы, посвященной двухсотлетию Отечественной войны 1812 года. Вечер открылся вернисажем «Недаром помнит вся Россия», на котором можно было осмотреть экспонаты из фондов музея — оружие, награды, гравюры и лубки того времени. Оригинальности экспозиции придавали пол в виде масштабной карты Бородинского сражения и искусственный дым от небольшой пушки. Далее публику ждало представление от военно-исторического клуба «Русская слобода» — литературно-музыкальная композиция «Бородино». На сцене лихие гусары и дерзкие уланы сражались с солдатами Наполеона, сочиняли письма своим возлюбленным и эпиграммы на соперников, пели романсы. Гостей, интересовавшихся чем-то более серьезным, ждала увлекательная лекция директора «Альянс Франсез Самара» Эрика Антуана «Что подарили друг другу русская и французская культура?». А актеры театра драмы представили на сцене два взгляда на Бородинское сражение со стороны Наполеона и Кутузова в инсценировке отрывка из романа «Война и мир». А в финале вечера гостей ждал настоящий бал, и каждый мог попробовать научиться танцевать полонез.
В субботний вечер «Ночь в музее» развернулась аж на пяти площадках. Арт-центр на Мичурина до двух часов угощал публику открывшейся накануне выставкой «Субъект». На ней можно было полюбоваться полотнами и инсталляциями самарских и питерских художников. Примечательными оказались арт-объект в виде витрувианского человека двухметровой высоты, серия скульптур из жести и гипса «Мигрень» Фрола Веселого и серия работ Светланы Ихсановой «Бренд». В галерее «Виктория» посетителей ждал непривычный полумрак, здесь демонстрировали видео-арт от ведущих и начинающих отечественных и зарубежных художников.
Самая насыщенная программа «Ночи» получилась у Литературного музея. Уже с шести вечера здесь проводились игры, конкурсы и экскурсии для детей и подростков, а с девяти началась настоящая феерия искусства. Входящих в Музей-усадьбу Алексея Толстого ждали кинотеатр под открытым небом, поэтический вечер в режиме «свободного микрофона», тамтамарески (стенд для фотографирования), где могли сфотографироваться все желающие, художники, завершающие свои работы на пленэре, световые инсталляции, неожиданно притаившиеся в разных уголках дворика музея... Словом, настоящий праздник творчества.
Самарский художественный музей, помимо основной экспозиции, представил посетителям экспозиции Альберто Лантери и Зигмара Польке. Если первый продемонстрировал образец новой волны китча в европейском искусстве, то второй смешил и очаровывал своей абсурдностью.
В филиале музея на улице Венцека гостей встречали выставкой модного самарского фотографа Олега Давыдова. А в соседнем здании - бывшем особняке Шихобалова - их ждало сомнамбулическое путешествие в прошлое. Проводя посетителей по прогибающимся под ногами фанерным листам, между стен с потеками, экскурсовод рассказывала об истории дома и семьи его владельца, а между тем в комнатах обнаруживались то скульптуры из веток, то дожидающиеся своей реставрации атланты с фасада здания. Абстрактная графика Евгении Биктимировой неожиданно сменялась фотосессией с юными бодибилдерами в набедренных повязках и окрашенными под мрамор и бронзу. К полуночи, когда большая часть тех, кто прошел по всем музеям и галереям, уже валились с ног от усталости и обилия впечатлений, такая эклектика уже не удивляла. Ведь майские ночи и созданы для прихотливых фантасмагорий.