В Самаре на проспекте Масленникова, 47, появилась новая арт-площадка - «Самарский центр изобразительного искусства и дизайна «ЗнАК». Первым ее проектом стала пестрая и богатая по художественному разнообразию представленных работ выставка выпускников школы дизайна «РенессанС».
В Самаре на проспекте Масленникова, 47, появилась новая арт-площадка - «Самарский центр изобразительного искусства и дизайна «ЗнАК». Первым ее проектом стала пестрая и богатая по художественному разнообразию представленных работ выставка выпускников школы дизайна «РенессанС».
Центр «ЗнАК» является не только выставочной, но и творческой площадкой. На базе центра учат (и довольно быстро) основам живописи, композиции, компьютерному и графическому рисунку, дизайну одежды, мультипликации и анимации, телевизионной рекламе, после чего авторы представляют свои работы на суд зрителей. За основу преподавания и эстетической программы центра взят опыт одной из старейших в Самаре академической художественной школы №1 имени Зингера и школы дизайна «РенессанС», которая существует 10 лет. С этими заведениями «ЗнАК» активно и плодотворно сотрудничает, а их опыт передает ученикам центра преподаватель и организатор этой выставки Олег Зак - потомственный художник, сын и воспитанник директора школы имени Зингера Леонида Зака.
По словам Олега, участникам центра не обязательно быть виртуозами какого-то одного вида искусства и посвящать ему всю свою жизнь. Сюда приходят и находят себя в самых неожиданных для них творческих сферах простые люди, порой никогда не соприкасавшиеся с искусством прежде. То, что получается из этого эксперимента, могли оценить гости выставки. На ней представили свои работы художники Евгения Дедерчук, Алексей Богданов, Андрей Буравов, Надежда Тройникова, Марина Назарова. У входа же на выставку на правах старшего и более опытного автора организаторы разместили работы Леонида Зака - этюды, портреты, пейзажи в классическом стиле. За исключением Леонида, всех названных художников роднит то, что они обучались под руководством Олега Зака. За несколько лет он сумел взрастить и воспитать совершенно разных по художественному методу и мировоззрению авторов. Их творчество трудно отнести к одному стилю. Это скорее синтез разных направлений с акцентом на символизме. В этом смысле название выставки («ЗнАКи») очень точное: простые образы в работах большинства авторов оказываются символами человеческих переживаний, состояний, локальных и глобальных исторических событий и катастроф. Картины Андрея Буравова выделяются мрачными тонами, романтическими сюжетами и доминированием морской тематики. Море в его работах становится знаком влекущей, но и тревожной свободы, к которой автор интуитивно стремится. На одной из его картин показано распутье, состоящее из дороги со знаком «кирпич», за которым открывается каменный лабиринт, и ведущий к морю мост. Автор, выбравший свой путь, словно предлагает и зрителю определиться с выбором дальнейшей жизненной дороги. В работах Евгении Дедерчук бросается в глаза преобладание ярких сочных красок и оптимистичность сюжетов. Герои ее картин, как и сама автор, готовая фотографироваться с картинами и обсуждать свои работы со зрителем, - яркие романтики-мечтатели. Даже представление об одиночестве у Евгении светлое: на ее картине с таким названием изображен странник, бредущий в ночи под фонарями, осыпающими его летним светом с конфетти.
С умиротворенностью художественного мира ее картин контрастирует эмоциональная сила работ Надежды Тройниковой. Пальцы играющего музыканта на одной ее работе источают кровь на контрабас. Мудрый старый раввин на другой окружен циферблатами часов, как бы напоминающими о неумолимом беге времени и о соломоновом изречении «И это пройдет». Следующие за картинами Тройниковой черно-белые иллюстрации Марины Назаровой к роману Андрея Белого «Петербург» и произведению Джона Апдайка «Кролик, беги!» точно передают суть гротескного мира первого и безумный ритм второго сочинения.
Картины Алексея Богданова, чьему творчеству посвятили отдельный зал, тоже служат иллюстрациями, но не к литературным произведениям, а к сложным человеческим переживаниям (неразделенная любовь, боль) и таким проблемам общества, как аборт и самоубийство. Ему посвящена наиболее впечатляющая работа. Из-за окровавленной рамы окна с картины на зрителя смотрит утративший волю человек. Ему будто подсказывают действия два персонажа по обе стороны от него. Он же управляет марионетками, которые в свою очередь прикованы к пистолетам и пулям. Безликость героев и мучительная взаимосвязь между ними подчеркивает их несамостоятельность и роковую трагическую предопределенность действий.
Авторы всех работ присутствовали на открытии выставки, и гости не упустили возможности активно обсудить философский смысл выставленных картин. Помимо собственно бесед, публику ждали соблазнительный фуршетный стол и дефиле не менее соблазнительных моделей. А представлявший выставку Олег Зак сообщил, что деятельность «ЗнАКа» продолжается и менее чем через полгода гостей ждет новая выставка.