Развлечения Сербский режиссер поставил спектакль про Самару

Сербский режиссер поставил спектакль про Самару

Фото: Игорь Казановский

В Самарском театре кукол прошла сдача спектакля сербского режиссера Амелы Вученович «Ах, Самара...» Постановка, действие которой происходит в годы Великой Отечественной войны, на примере одной пары в символической форме рассказывает историю ничем не победимой любви и человеческой преданности.

Фото: Игорь Казановский

В Самарском театре кукол прошла сдача спектакля сербского режиссера Амелы Вученович «Ах, Самара...» Постановка, действие которой происходит в годы Великой Отечественной войны, на примере одной пары в символической форме рассказывает историю ничем не победимой любви и человеческой преданности.

Сюжет спектакля посвящен воспоминаниям «бабушки Катюшки» — так героиню любовно называют ее внуки. Пока они едут к ней, она 9 мая неторопливо накрывает на стол. Приготовления, как и портрет военного с девушкой на заднем плане сцены, убеждают зрителя в том, что День Победы для бабушки — праздник особый. Но вот из старинного приемника доносится песня «Ах, Самара-городок...» в исполнении Розы Баглановой, и бабушка, кружась в танце, прижав фото к груди, вспоминает свою историю, уступив место куклам. С их помощью актеры рассказывают трагическую историю разлученных войной молодоженов. Историю очень знакомую, пережитую многими участниками войны, неоднократно воспроизведенную в классических фильмах и книгах. Ее Амела Вученович показывает, мастерски задействуя средства кукольного театра, так оригинально, деликатно и тонко, что в зале начинают всхлипывать не то что ветераны — дети, ни разу войны не видавшие.

Действительно, постановка получилась пронзительная. В основном она построена на контрастах картин войны и мира. Счастье довоенной жизни с народными гуляньями, свадьбой, наивной надеждой на то, что так будет всегда, дисгармонирует с тревогой мобилизации, отправлением на фронт и мучительным расставанием супругов. А тишина сельской жизни ассоциируется с молчанием убиенных солдат на поле боя. Но, как показывает в спектакле и неоднократно говорит после него Вученович, «война страшнее всего там, где не слышно снарядов», а именно в душе человека, разлученного с ушедшим на фронт любимым. Даже в тишине, вдали от военных действий человек мучается и страдает не меньше того, кто находится в бою, потому что пребывает в полном неведении о судьбе ближнего.

Война в спектакле присутствует в виде аудиозаписей хроник, звуков орудийных залпов, видеохроник и фотографий. Их изображения выводит проектор на тканевом экране перед сценой. Собирательным же образом войны у Вученович становится безликая шинель с красными перчатками и фуражкой: она воплощает и агрессивных фашистских захватчиков, и советскую власть, беспощадную к судьбе отдельных солдат. В этом плане символично, что в спектакле все герои-мужчины, в мирной жизни наделенные собственным лицом, на фронте его теряют, становясь безликими куклами-марионетками. Но это для власти и захватчиков они – бездушное «пушечное мясо», для родных же они воплощают целый мир, который, однако, легко разрушить. И эту хрупкость постоянно подчеркивает «кукольность» происходящего.

Действие всего спектакля происходит на двух чашках огромных весов в центре сцены. Война как страшная роковая сила постоянно взвешивает героев, трясет чашу под ними, давит их, проверяя их на прочность. Но каждый раз герои подтверждают свою надежность, уравновешивая друг друга. В итоге слабый перед силой любви и верности злой рок отступает, а герои соединяются. И пусть в финале «бабушка Катюшка» одна (возлюбленный, скорее всего, умер), с ней рядом дети и внуки, не забывшие ее подвига.

Этот спектакль для Амелы Вученович более чем личный. Его идея появилась, когда сербский режиссер приезжала к нам в Самару на фестиваль «Радуга»: в 2008-м Амела представляла со своим театром постановку «Там далеко», а в 2011-м - «Куку Тодоре». Вученович буквально влюбилась в Самару и ее жителей и загорелась идеей поставить спектакль о нашем городе. Два года она тщательно работала над постановкой. Сама подобрала музыку, продумала сценографию и сюжет, который создала на основе реальных историй, рассказов ветеранов Великой Отечественной войны и собранных в архивах и библиотеках сведений. Там же, в архивах, Вученович добыла фото старой Самары, снимки военных лет, письма солдат к своим женам. Одно из них, которое звучит в спектакле, написано ее мужем к отцу на фронт. В конце августа Вученович приехала в Самару и в сжатые сроки поставила спектакль с актерами нашего кукольного Еленой Толкачевой, Иваном Мокроусовым, Татьяной Ишмухаметовой и заслуженной артисткой России Ириной Пашкевич.

Хотя «Ах, Самара…» рассказывает о войне, ключевое слово, определяющее его идею, - «любовь». Символом вечности и непоколебимости этого чувства в спектакле становится всюду сопутствующая героям рябина. Амела не видела войну, но, работая над спектаклем, пережила ее вместе с героями и на фоне военных испытаний показала, что по-настоящему любимый и любящий человек будет спасен и обязательно вернется домой. Предполагается, что эту трогательную постановку самарцы увидят уже в октябре.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления