На прошлой неделе в галерее «Виктория» и на самарской набережной открылась выставка современного итальянского скульптора Джанмария Потенца.
Наверное, это самая масштабная выставка скульптуры за последнее время. Плотность, с которой работы итальянца заполняют помещение «Виктории», поначалу поражает. Впечатляет и разнообразие использованных материалов — бронза, дерево, стекло, бумага... Большинство работ, однако, варьирует один и тот же принцип: крупная форма составляется из множества маленьких деталей. Впечатляют напоминающие планеты деревянные барельефы: большой диск включает в себя сотни маленьких объемных фигурок. Абстрактная плоская форма (круг) наполнятся простыми формами поменьше (круги, квадратики, треугольники), выступающими в объем — что создает очень интересное ощущение. Большой объем выступает из малого, космос обнаруживается внутри «космического тела». Вообще, работа с фактурами — наверное, самая сильная сторона скульптора. Пересекающиеся под разными углами ряды выступов и ямок, шероховатое стекло, очень рукотворные линии на бронзе... Большинство работ абстрактны — но каждая кажется очень живой и рукотворной.
Рядом с абстрактными «планетами» можно обнаружить и полнообъемные — из бронзы. Впрочем, напоминают эти шары уже не планеты, а увеличенные бусины какой-нибудь дизайнерской фирмы. Вообще в творчестве Джанмария Потенца многое заставляет вспоминать о дизайнерских вещах и сувенирных лавках — бронзовые полуабстрактные коровы и другие фантастические животные действительно кажутся идеальным товаром на продажу. Но почему бы и нет? Если мы и в сувенирной лавке, то в такой, какой ее видели детьми: все таинственно, все одушевлено, все поблескивает и тянет к себе.
В название выставки не зря вынесено упоминание о Венеции — фантастичность и некоторая избыточность деталей действительно напоминают о венецианской архитектуре с ее щедростью на украшения. К тому же в названиях работ много отсылок к творчеству других итальянских мастеров — есть посвящение живописцу Джорджо Моранди, стеклодуву Сегузо... «Даже бумага... имеет вогнутые объемы и живет в ритме венецианского мира, являясь интерпретацией белоснежного мрамора и византийского декора, в котором построен дворец Дожей», - пишет о выставке ее куратор Энцо Форнано.
Намного выигрышнее, чем в перенаселенной галерее, смотрятся работы скульптора на самарской набережной. Здесь эти планеты, башни и мозаичные панно сразу начинают жить. Рядом с пивзаводом удачно разместилось внушительных размеров «ячменное зерно». Простая форма разрезанного зерна, как всегда у скульптора, наполнена множеством фигурок. Треугольнички, квадратики, кружочки выстраиваются во множество рядов, создавая ощущение бесконечного потенциала жизни, скрытого в одном зерне.
В целом выставка оставляет очень хорошее ощущение. По каким-то очень строгим критериям на значительную часть работ скульптора можно было бы навесить ярлык «дизайн», которым художники пугают друг друга, но в том-то и дело, что делать этого не хочется. Щедрость, с которой художник углубляется в детали, любовь, с которой он работает с материалом, действительно создают особый мир, в который приятно углубиться.