Самарцы рассказали, как их «боевые» четвероногие товарищи помогают возвращаться из леса с трофеями. В субботу, 15 сентября, в сквере Нефтяников, что в поселке 116 км, состоялась 71-я областная выставка охотничьих собак.
Самарцы рассказали, как их «боевые» четвероногие товарищи помогают возвращаться из леса с трофеями. В субботу, 15 сентября, в сквере Нефтяников, что в поселке 116 км, состоялась 71-я областная выставка охотничьих собак.
Мероприятие прошло при поддержке департамента охоты и рыболовства Самарской области. На выставку пришли около полусотни человек со своими питомцами.
Универсальные собаки
Территория парка разделили на несколько рингов: спаниели, борзые, лайки, норные, легавые. Члены жюри оценивали строение тела, зубы, стойку собак. Среди участников были не только профессиональные заводчики, но и настоящие охотники.
- Охота без собаки - не охота, - считает руководитель управления охраны животного мира областного департамента охоты и рыболовства Михаил Шинкевич. - Я как охотник утверждаю, что с собакой добычи будет больше. Например, ты подбил три утки, но две из них найти не можешь. Питомец обязательно их принесет.
У Михаила Шенкевича дома несколько собак. Он отдает предпочтение ягдтерьерам.
- Старшей моей собаке 12 лет, - продолжает он. - Я ее беру с собой на охоту до сих пор. На ее счету - 25 лис. Когда собака становится старше, с ней проще работать. С возрастом они более спокойные. Тем более ягдтерьеры — универсальные, их можно использовать в любом виде охоты. Кстати, потомство моей самой опытной собаки «работает» по копытным. У каждой из них уже по пять кабанов в копилке.
После это мы познакомились с внучкой старшего ягдтерьера Михаила Шинкевича - 4-летней Дианой. Ее хозяин, Михаил Агарков, охотится больше 20 лет.
- С Дианой я всего два месяца, вместе еще не работали, - говорит мужчина. - Сейчас она не охотник, потому что беременна. Ждем потомства через полтора месяца. Но у нее диплом третьей степени по лисе. К примеру, она может спокойно залезть в нору и удушить этого зверя.
Интеллигентная охота
Александр Романенко пришел в компании трехлетнего ирландского сеттера Дайка. Собаку ему подарили, чтобы напомнить, как в детстве они с папой ходили на охоту.
- Тогда у нас тоже был сеттер, - вспоминает Александр. - Потом были лайки и спаниель. Но больше всего мне нравится работать с Дайком. Он создан для интеллигентной охоты. Сеттер приспособлен для того, чтобы находить подстреленную птицу. С ним мы ходим на полевую дичь: перепелов и фазанов. Их на его счету уже около 80.
А вот немецкая короткошерстная легавая (курцхаар) - полная противоположность сеттеру. Она охотится как за мелкой дичью, так и за крупной копытной.
- Собаку зовут Есаул, - говорил хозяин Владимир Голованин из Уфы. - Кличку ему дали по всем правилам. Он родился в апреле 2011 года, а в этот год и месяц курцхаарам положено было придумать имя на букву «Е».
Воспитывать своего питомца Владимир начал практически «с пеленок», а специальные команды Дайк узнавал, когда ему было полгода от роду.
- Курцхаар - может не только загнать животное и принести подстреленную добычу, - объяснял Голованин. - Дайк еще и выследит раненного зверя. В этом году мы с ним выезжали на открытие сезона. Я подбил трех уток. Двух он принес без проблем. А вот куда упала третья - я не увидел, но обозначил место - кинул туда палку, и Дайк вернулся с добычей.
Был ранен в бою
Следующий охотник, Сергей Савельев, пришел на выставку с двумя лайками: кобелем Айгуром и сукой по кличке Кельмезь. Они уже три года вместе с хозяином гоняются за зверьем.
- Когда им исполнилось по году, начал брать на охоту, - вспоминал мужчина. - С ними очень комфортно работать. Запускаешь в лес - они находят дичь, останавливают ее, облаивают, а ты подходишь и стреляешь. За три года на их счету уже 10 барсуков, 25 кабанов и два лося. Первых они живьем ловили, а я просто шел за ними и в ведро собирал. А вот с кабанами сложнее. Они запросто могу убить собаку, ведь у них очень острые клыки. Вот Айгур в одной из схваток и пострадал: кабан поранил ему левую ляжку. Но пес не отступал, продолжал кусать и задерживать зверя, пока я не подошел.
Еще один бывалый охотник, Сергей Хохунов, давно хотел себе в помощники собаку. Он долго выбирал, присматривался и, наконец, остановился на спаниеле.
- Это был единственный подходящий вариант, - рассказывал Сергей. - Например, лайку в квартире нельзя содержать, ей нужен простор. А вот Джена - небольшая, да и мои дети от нее в восторге. А кошка катается на собаке каждый день. В августе мы ходили с ней на ее первую охоту. Она нашла мне уток, которые упали в траву по пояс. Я бы их там никогда не отыскал без нее. А недавно мы выезжали на лодке. Она принесла по воде трех птиц. Сначала я вытаскивал их, а потом и Джену. Собаке нравится охота. Во-первых у нее это в крови, во-вторых, когда она находит добычу - лает и виляет хвостом. Кстати, всех охотничьих возят на обучение. Это называется притравка: собакам показывают мертвых зверей и показывают, что с ними делать. Моя никак не реагировала на эту учебу, пока я не показал ей живую птицу. После этого у нее появился азарт, и она начала понимать, что от нее требуется.