В Доме актера начался фестиваль французского кино, организованный киноклубом «Ракурс» совместно с «Альянс Франсез Самара» и посольством Франции в России. Фестиваль открылся показом легкой трагикомедии «Вместе - это слишком». В ней режиссер Леа Фазер предлагает странный, но по-своему интересный рецепт семейного счастья.
В Доме актера начался фестиваль французского кино, организованный киноклубом «Ракурс» совместно с «Альянс Франсез Самара» и посольством Франции в России. Фестиваль открылся показом легкой трагикомедии «Вместе - это слишком». В ней режиссер Леа Фазер предлагает странный, но по-своему интересный рецепт семейного счастья.
Фильм рассказывает историю одной довольно необычной семьи, в которой все пошло кувырком после адюльтера. Живущая с сыном Себастьяном и снохой Клементиной Мари-Франс, дама в годах, в день своего рождения обнаруживает у мужа дамское белье, которое он по ошибке предлагает благоверной вместо платочка. Дальше все разворачивается по предсказуемому сценарию: скандал, обида, расставание, безуспешные попытки примирения. Ветреный супруг не думает раскаиваться и много говорит о том, как приятно начать жизнь сначала, ведь его любовница давно в положении. А безутешная Мари-Франс предается горю. Бедолага Себастьян отчаянно пытается помирить родителей, лишь запутывая дело и нервируя Клементину.
С самого начала члены семьи меняются ролями: дети превращаются в рассудительных взрослых, отцы же успешно заменяют безалаберных детей. Первым в новой ипостаси весьма неуютно, потому что своих проблем им и так хватает дома и на работе, а вот родителям, наоборот, приятно и радостно отвлечься от бытовых проблем, вновь влюбиться, сходить «налево». Пока второе поколение старается угомонить первое, третье (внуки) использует их опыт для своей театральной постановки. Герои пробуют всевозможные выходы из ситуации: ссорятся, дерутся, убегают и преследуют друг друга, падают в обморок и кидаются под машины. А когда происходящее окончательно выходит за пределы здравого смысла, они просто устраивают оргию и как следует оттягиваются.
Избитый сюжет, из которого русские режиссеры сделали бы кровавую «чернуху» или слезную выходную мелодраму для канала «Россия», Леа Фазер превращает в легкую трагикомедию об извечном семейном хаосе и человеческом несовпадении. Это несовпадение хорошо подчеркивают созданные актерами типажи: трагикомическая героиня Натали Бай, импульсивный персонаж Жослена Киврена, рассудительный протагонист Пьера Ардити. Фильм Леа Фазер рассказывает о многом, но в первую очередь о том, что счастливая семья - это миф, и что жизнь в полноценной семье - это всегда безумие. В этом смысле эпиграфом к фильму можно было бы поставить перефразированное высказывание Льва Толстого: «Все счастливые семьи безумны по-своему». Ведь в действительности, как бы счастливы вместе ни были члены любой семьи, они по природе своей несовместимы (вот уж действительно: вместе - это слишком!). Такая несовместимость маскируется разного рода социальными ритуалами, необходимыми для поддержания имиджа «нормальной семьи». Но рано или поздно она обнаружится, прорвется нарывом, и тогда держитесь, предки, дети, внуки! И бесполезно пытаться склеить разбитое блюдце. Надо просто принять порядок вещей как он есть (так, как это в итоге делают герои), начать уважать личность другого. Тогда все станет на свои места. Этой мудрой мыслью и примечателен сей на первый взгляд глупый и сумбурный фильм.
А фестиваль французского кино продолжается. Сегодня в Малом зале покажут драму Жан-Люка Годара «Спасайся кто может» (1979) с той же Натали Бай и Изабель Юппер. Фильм рассказывает о распаде отношений между мужчинами и женщинами в капиталистическом обществе. 9 октября в Большом зале представят ленту «Брак втроем» Жака Дуайона (2009) о попытке драматурга поставить пьесу со своей ассистенткой, бывшей женой и ее любовником. 11 числа в Малом зале гости увидят психологический триллер Клода Шаброля «Цветок зла» (2000). В центре сюжета - всплывший во время предвыборной кампании компромат, нарушивший покой семьи Шарпен-Вассер. 16 октября в Большом зале «Ракурс» покажет дебютный фильм Каролин Боттаро «Шахматистка», о горничной, быстро ставшей профессионалом шахматной игры. Последней картиной, которую зрители увидят в рамках фестиваля в октябре, станет «Балет Опера Гарнье» (2009) Фреда Уайзмена о жизни парижского оперного театра. Его показ пройдет 18 октября в Малом зале.