Если дети не читают книги, то фильмы-то смотреть они будут - родился новый образовательный проект. Сейчас творцы-новаторы решают, как лучше вмонтировать свое детище в современную школу.
Если дети не читают книги, то фильмы-то смотреть они будут - родился новый образовательный проект. Сейчас творцы-новаторы решают, как лучше вмонтировать свое детище в современную школу.
Самарский кинофестиваль «Кино - детям» стал первой площадкой, где представители Союза кинематографистов России вместе с представителями министерств культуры и образования области, учителями и самарскими авторитетами в области киноискусства обсудили нюансы новой инициативы. И не просто так, из любви к искусству, а потому что самарское министерство образования выразило желание опробовать новый проект на наших школьниках. Причем, как оказалось, мы единственные в России, кто начнет заниматься этим уже в нынешнем году.
Вопросы организации будущего процесса обсудили на круглом столе в Самарской областной библиотеке. Это на первой части мероприятия. А на второй - показали педагогам художественный фильм «Гори, гори, моя звезда».
Народный артист России, помощник председателя Союза кинематографистов России Клим Лаврентьев напомнил собравшимся, откуда собственно и возникла новая идея. Озвучил ее на Московском кинофестивале Никита Михалков, который обеспокоен тем, что дети не смотрят отечественные ленты. Те самые, что не только воспитывают патриотизм, но еще и могут помочь школьникам в изучении истории государства Российского.
Эту мысль поддержал и министр культуры Владимир Мединский. Потом, получив «добро» сверху, совместно с киноведами ВГИКа, Госфильмофонда, НИИ культурологии и еще чуть ли не десятка организаций был составлен приблизительный список из ста фильмов. И вот теперь Министерство образования и науки РФ дало «добро» - пора внедрять.
Сначала предполагали включить в эксперимент только 7-9 классы, потом добавили и детскую аудиторию вкупе со старшеклассниками. Тем более что для малышей доступный киноязык - это мультики, для средних классов полезны документальные и научно-популярные фильмы, а старшим по зубам кино в качестве предмета для диспута.
Осталось решить: где, в каком формате и на ком именно начинать практиковаться. Впрочем, где - уже понятно, у нас. А вот как, в каких классах и какими силами - предстояло разобраться на этом круглом столе. «100 фильмов. От проекта к всеобучу» - так звучал полный вариант темы. Сразу скажем, со всеобучем не получилось.
В том, что новая затея найдет отклик у школьников, ее «отцы» не сомневаются. Современные дети не просто все меньше читают, но, похоже, брать информацию с экрана - кино, телевизора или компьютера - им уже легче и привычнее, чем из книг. Да и по результатам выборочного соц-опроса журнала «Отечественная история» более 60% респондентов признались, что сведения об истории России они получают из кинофильмов. И это взрослые, что уж говорить о детях!
Но вот вводить кинокурс в базовый учебный план и школьный урок - литературу, историю или МХК - или вывести за рамки обязательных предметов, в формат факультатива, - этот вопрос стал ключевым в обсуждении. И тут, кстати, сразу наметились расхождения в подходах. Поскольку киношники все-таки мечтают воспитать своего зрителя: дать детям хотя бы основы киноязыка и представление о фильме как о шедевре искусства. А у педагогов, похоже, совсем другие задачи и возможности.
- Пусть факультатив, но не развлечение, - выразил позицию киноведов доктор искусствоведения, профессор, зав. кафедрой киноведения ВГИКа Сергей Лазарук. - Речь идет о включении кинематографического контекста в образовательный процесс средней школы, учитывая, что кино - самое популярное искусство в сознании подростка и весь мир он постигает через экран: телевидение, компьютер... Никто не читает на уроках «Войну и мир», а здесь речь о том, что кино, как задумали его братья Люмьер, - это некий аттракцион, рассчитанный на некое сообщество и на совместную реакцию.
«Киноурок», по мнению представителей Союза кинематографистов России, должен включать некое вступительное слово лектора-учителя, просмотр и обсуждение внутреннего содержания картины и ее художественных достоинств, конечно, в историческом контексте.
У некоторых школ уже есть такой опыт. Так, бывший директор петра-дубравской школы, а ныне руководитель центра духовно-нравственного образования СИПКРО Марина Арбекова вспомнила свои занятия в школьном киноклубе. Дети шли на просмотры фильмов с удовольствием, для них это был еще один вариант общения. Это был факультатив - один час в неделю, в двух классах, два раза в месяц.
Однозначно - факультатив, причем по выбору школьника! Базовый курс и так перегружен! Эту позицию отстаивали практически все педагоги, от чиновников до школьных учителей.
- Пытаться ввести этот курс в число основных школьных предметов - нонсенс, - выразил эту точку зрения консультант департамента образования Самары Евгений Астахов. - Потом любой родитель спросит: а где математика и русский, которые нужно сдавать на госэкзаменах? Если пытаемся ввести кино как искусство, мы только проиграем. Есть золотое правило: если хотите вызвать у ребенка отторжение какого-то произведения, включите его в школьную программу. Да и к учителю лучше не применять глагол «должен», особенно за его зарплату... Скажу, что курс нужен, но четко выносить на внеурочную деятельность. Что касается списка, надо внимательно смотреть...
И привел свои аргументы на тему, что «Гамлет» для семиклассников будет малопонятен, а на просмотр новеллы «Набег» из фильма «Андрей Рублев» еще надо будет спросить разрешение у родителей школьников. К тому же посетовал, что не хватает в этом списке и качественных фильмов на тему о Великой Отечественной, таких, например, как фильм «Освобождение», благодаря которому школьники могли бы запомнить фамилии маршалов, а то они кроме Жукова никого не знают. И про мировое кино - ни слова...
Список фильмов действительно вызывает немало нареканий - и в интернет-пространстве, и при реальном обсуждении. Правда, утверждают представители Российского союза кинематографистов, он еще «сырой» и приблизительный. Окончательные выводы делать рано. Да и выбор у учителей будет.
Техническая сторона вопроса, согласитесь, тоже не на последнем месте. Здесь важно и где смотреть, и, извините, на чем сидеть. В классах стулья жесткие, и сами попробуйте получить на них удовольствие от просмотра, высидев полтора-два часа! Плюс обсуждение. Впечатления от большого экрана в кинозале или маленького в классе при пробивающемся сквозь школьные шторы свете - тоже разные.
Поэтому возникает сразу масса уточнений на тему, где смотреть: в классе, школьном зале или кинотеатре, для какого количества школьников и на какой аппаратуре? Кстати, «показательный урок» в зале областной библиотеки весьма скомкал впечатление от фильма постоянно «плавающим звуком». Да и революционная тематика ленты «Гори, гори, моя звезда» тоже многим старшеклассникам оказалась почему-то не интересна, уходили они из зала во время просмотра...
Так что мало показать, надо еще заинтересовать. И тут без знающего человека не обойдешься. Поэтому очередной вопрос упирается в кадры, которые надо готовить, причем (если речь идет о ближайшем сентябре) в ускоренном порядке. Конечно же, на первом этапе понадобятся учителя-энтузиасты, здесь и предмет не важен - любили бы кино.
Пока же решили: такому факультативному курсу у нас быть. Осталось бросить клич по школам и найти заинтересованных, оснастить их техникой и кинотекой и успеть подготовить кадры... до сентября. Предварительно, для пятых, восьмых и десятых классов.
«Андрей Рублев» - А.Тарковский
«Баллада о солдате» - Г.Чухрай
«Берегись автомобиля» - Э.Рязанов
«Война и мир» - С.Бондарчук
«Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен» - Э.Климов
«Доживем до понедельника» - С.Ростоцкий
«Зеркало» - A. Тарковский
«Ключ без права передачи» - Д.Асанова
«Королевство Кривых Зеркал» - А.Роу
«Летят журавли» - М.Калатозов
«Собачье сердце» - В.Бортко
«Тихий Дон» - С.Герасимов
«Чапаев» - Г. Васильев, С.Васильев
«Чучело» - Р.Быков
«Щит и меч» - B. Басов
«Я шагаю по Москве» - Г.Данелия