Ночью 27 на 28 апреля в Самаре состоялась «Ночь пожирателей рекламы». Для тех, кто не знает, - это уникальное явление, когда люди платят деньги за то, чтобы всю ночь смотреть рекламу, а именно ее шедевры.
На фото: Даниил Костинский (слева), Жан Мари Бурсико (справа) (sostav.ru)
Человек, который выбирает и компонует шедевры - Жан Мари Бурсико. Этот гениальный уроженец Марселя более 30 лет назад начал коллекционировать рекламные ролики и показывать их на большом экране. В наши дни в его коллекцию ежегодно добавляется около 35 тысяч роликов. С 1982 года началось мировое турне шоу-проекта. В 1994 году программа впервые была показана в России.
Наталья Горина, продюсер проекта «Ночь пожирателей рекламы» в России: «НПР» - это праздник для тех, кто хочет почувствовать себя в орбите всего нового и передового. Те фильмы, которые Жан Мари Бурсико берет в свою программу, - это срез рекламы за последний год, бывают и архивные ролики, но они составляют небольшой процент от всей «ночи». Рекламные фильмы представляют мир во всем его многообразии, потому что реклама не только продает, но и является зеркалом современной жизни.
В Самаре шоу проходит вот уже 14 лет подряд. Сейчас «НПР» привлекает множество спонсоров и зрителей во всех крупных городах страны, но когда всё зарождалось, осуществлять проект в провинциальном городе было риском. Самара стала четвертым городом, который принял «НПР» в России.
- Сколько городов сейчас участвует в проекте?
Даниил Костинский, директор проекта «Ночь пожирателей рекламы» в России: География нашего проекта – это 40 городов России и несколько стран СНГ и Балтии.
- У Жана Мари Бурсико есть конкуренты?
Наталья Горина: Нет, и это наносит ему финансовый вред как коллекционеру. Чтобы застраховать его коллекцию, а она огромная – миллион рекламных фильмов, страховые компании должны ее с чем-то сравнить, а сравнить не с чем. Поэтому суммы берутся «с потолка». Идея сплошного показа рекламных фильмов у него украдена. Он ее придумал, а сейчас такие показы делают, например, различные фестивали. Не знаю, было ли заимствование «Каннскими Львами», но эту идею раньше осуществил Бурсико.
Михаил Расторгин, самарский организатор «Ночи пожирателей рекламы»: Самара в этом плане отличилась. Один наш местный «товарищ» скачал из интернета ролики с «Каннских Львов» и запустил эту программу в МТЛ-Арене, это было лет семь назад. Кто-то пришел на то шоу, но было безобразное качество картинки, где-то поплыл звук…
Наталья Горина: На эту тему мы можем многое рассказать, мы сейчас находимся в состоянии судебного разбирательства с этим энтузиастом. Он наследил не только в Самаре.
Михаил Расторгин: Да, он же поехал по стране.
Наталья Горина: И имел наглость пожаловаться на нас в антимонопольную службу, что мы мешаем его деятельности. Но мы ему мешаем фактом своего существования! Как вы понимаете, это достаточно быстро разрешилось не в его пользу. Периодически на территории России такие энтузиасты появляются.
Участники пресс-конференции «Ночи пожирателей рекламы» в Самаре
- Сколько стоит включить бренд в программу «НПР»?
Даниил Костинский: Нисколько! Это пристрастный выбор самого Жана Мари Бурсико. Он отбирает ролики для программы самостоятельно, ни с кем не советуясь. Когда вы посмотрите программу, почувствуете, что на вас рекламируемые бренды не оказывают никого влияния. Вы не становитесь объектом атаки, вы воспринимаете программу в отрыве от бренда. Это значит: тот, кто заплатит, потратит деньги зря. Воздействия, которого ждут рекламодатели, не будет. Среди роликов в программе есть четыре, снятых в Оренбурге. Это - местная реклама, которую больше нигде не показывали. Каждый по пять секунд: молоко, кефир, сметана, простокваша. Стоило бы за это заплатить?
- Выходит, когда реклама делается как шедевр - фильм-короткометражка, она перестает обладать тем эффектом, который требуется от рекламы?
Даниил Костинский: Я пришел к выводу – чем креативнее ролик, тем хуже он продает, и наоборот, чем банальнее реклама, тем лучше она продает. Печально, но это так. Это мешает рекламе развиваться, но именно поэтому мы должны с уважением относиться к тем рекламодателям, которые берут на себя риск. Они создают креативные ролики, страдают экономически, не продают так быстро, как хотелось бы, но они формируют наш с вами вкус. В наших роликах вы зачастую даже сам товар не увидите, так интересно подана идея.
Михаил Расторгин: Я согласен с Даниилом, но хочу сказать, что многое зависит от заказчика. Если заказчик высоко ценит свой бренд, то понимает, что шедевр запомнится не товаром, а сюжетом. Но эффект без сомнения есть.
- Почему на экранах ролик укорачивается и упрощается?
Даниил Костинский: Конечно, в 10-секундном варианте ролик неузнаваем, в сравнении с полноценным трех- или четырехминутным фильмом. Но размещать у нас на телевидении такие продолжительные ролики очень дорого. Поэтому и страдает качество рекламы.
Михаил Расторгин: Телевизионная реклама – это элитный вид рекламы. И для таких салонов, как «Пальто от Яны» он не подходит. Честно говоря, стыдно, когда видишь подобную рекламу. Я участвовал в прямом эфире, звонил человек по поводу нее. Человек сказал: «Я из принципа не куплю там пальто, потому что она достала. Более того, я в ОДО теперь не пойду никогда в жизни, ни на один концерт. Потому что там эти «ПАЛЬТО ОТ ЯНЫ». Только зритель может своим отношением к рекламе голосовать – хорошая реклама, я голосую за нее, иду и покупаю.
Наталья Горина: Я хочу уже посмотреть на это «Пальто»!
Михаил Расторгин: Да караул. Шедевр. В два раз громче звук: «ПАЛЬТО ОТ ЯНЫ, В ОДО! ПОКУПАЙТЕ ПАЛЬТО ОТ ЯНЫ!...» Пальто я у них никогда в жизни не куплю, и своей жене не позволю, это вопрос принципа. Тем не менее, они платят деньги, и их любят телеканалы.
- «Растет» ли Россия в плане креативной рекламы?
Даниил Костинский: У нас нет никакой плачевной ситуации в России. Тот пример, который приводил Михаил – их очень много. Не надо удивляться, такое будет всегда.
Михаил Расторгин: Такое есть и во Франции...
Даниил Костинский: Если вы приедете в Европу и включите телевизор, то увидите точно такой же ужас. Именно поэтому «Ночь Пожирателей Рекламы» в Европе пользуется огромной популярностью. Там нет сногсшибательных роликов, как нам кажется. Шедевры нужно вылавливать, как жемчужины. В этом смысле в России их немного, но хорошая реклама есть. Один российский ролик - в числе лучших по итогам прошлого сезона.
- Самарские ролики будут в этом году?
Даниил Костинский: В этом - нет. Но один из первых российских роликов, который появился у Жана Мари Бурсико – это ролик, рекламирующий автомобиль «Жигули». Это родная для вас тема. Этот ролик в свое время был хитом «Ночи Пожирателей». Мы видели, как на него реагировали зрители в Париже.
Наталья Горина: Но это ролик снят не на самарской земле.