Самарским театралам 29 июня 2019 года представят полюбившуюся оперу Дмитрия Шостаковича «Леди Макбет Мценского уезда».
Сюжетной основой оперы послужил очерк Николая Лескова, одна из самых страшных страниц русской литературы, обличающих «темное царство» дореформенной купеческой России.
Либреттист оперы Александр Прейс и руководивший работой композитор Дмитрий Шостакович существенно переосмыслили сюжет очерка Лескова. Почти ничего не меняя в поступках Катерины Львовны, они изменили их мотивы. Главная героиня предстала не только как порождение, но и как жертва домостроевского уклада купеческого быта. Ее протест против бесправия и издевательств, за утверждение собственного человеческого достоинства принял уродливые и жестокие формы среды, в которой она сложилась. Катерина — единственный персонаж оперы, способный чувствовать, знающий сильные душевные порывы, стремящийся вырваться из захолустного быта.
Шостакович назвал свое произведение «трагической сатирой». В отличие от бытового очерка Лескова здесь сильно развито гротескное начало, особенно в обрисовке общества, окружающего главных героев. «Леди Макбет Мценского уезда» — опера подлинно трагического звучания. Ее действие насыщено событиями, в которых глубоко раскрываются характеры многочисленных действующих лиц. Ей свойственны редкий лаконизм и сила выражения. Музыкальные зарисовки поражают психологической точностью и проницательностью.
У оперы непростая судьба. Первая постановка спектакля в 1934 году была жестоко раскритикована и вплоть до 60-х годов на сцене не шла. В 1956 году композитор сделал новую редакцию с названием «Катерина Измайлова». В этом виде опера была впервые показана в Москве в декабре 1962 года. За первой редакцией закрепилось название «Леди Макбет Мценского уезда». Именно эта редакция, премьера которой состоялась в мае 2016 года, представлена на сцене Самарского театра оперы и балета.
1934 год. В Ленинграде и Москве с огромным успехом ставится ни на что не похожее произведение — опера Дмитрия Шостаковича «Леди Макбет Мценского уезда». Шостакович молод, гениален, смел. Вслед за Лесковым он бросает вызов лицемерию и ханжеству — не столько в словах, сколько в нотах. Его старший коллега Сергей Прокофьев возмущен слишком красноречивой музыкой: «Волны похоти так и ходят, так и ходят!». И это правда: Шостакович сочинил самую откровенную любовную сцену в истории оперы. Только еще через 60 лет другой композитор рискнет придать звукам такую же достоверность — но даже в 1995 году опера британца Томаса Адеса «Напудри ей лицо» вызовет скандал. В спектакле, который увидят самарские зрители, любовная сцена происходит за закрытыми дверями — ведь музыка всё равно разоблачает все покровы.
Марина Волгина