![](https://n1s1.hsmedia.ru/e2/d7/0b/e2d70bb8783497f84f9be7eaa279f448/656x438_1_9e789bf938c093966abeca2e4768eea7@1900x1267_0xsd26dk1Q_7798014711901228183.jpg.webp)
Зритель, приходя в театр на постановку, обычно видит только красивую сцену и артистов в роскошных нарядах. Но редко кто задумывается, чьих рук дело те невероятные декорации, которые находятся на заднем плане сцены. Несколько раз за спектакль их меняют, и для нас это привычное дело. А вот как их создают, не знает никто. Сейчас в Самарском академическом театре оперы и балета продолжается подготовка к премьерному показу одноактного балета «Наяда и рыбак». У нас появилась уникальная возможность посетить производственный цех и окунуться в атмосферу создания шедевров. То, что там происходит, мы увидели своими глазами.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/1a/26/38/1a263867e4961bd8f38b2177b17894be/656x438_1:5703_dfd1e1ee48b6c2f1bd16c25ecfbaa5e7@1900x1267_0xGt1LEBvV_8425768111976595011.jpg.webp)
Огромное здание театра поражает своим масштабами. Каждый раз возникает вопрос: что же там внутри?
За сценой скрывается множество огромных коридоров, несколько лифтов, цехов и декораций, а также огромное количество сотрудников, которые каждый день трудятся над новой постановкой. В мастерских кипит работа. Каждая декорация продумана до мелочей.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/ee/52/84/ee5284c38cfd762f4448e1292956dcec/656x438_1:5703_398c32a5cad7e4c2fca8fe23c283ee6b@1900x1267_0xtrhnJVfj_3911256486144147813.jpg.webp)
«Не меньше 20 ведер краски»
Первым делом мы посетили художественно-декорационный участок. То, что там делают, мы видим на сцене даже раньше, чем артистов. При входе в цех в глаза бросается огромное полотно. Так как оно лежит на полу, то с первого взгляда не сразу понятно, что именно на нем нарисовано. Для этого есть специальная галерея, поднявшись на которую можно разглядеть детали, а также увидеть, насколько правильно подобраны цвет и тон.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/5a/25/67/5a2567b9f323576caa902f7994089b25/656x438_1:5703_c83b6d1d3f3ffbc2baff57a0b204a5dc@1900x1267_0x1K1gZ9F1_3478765817715482965.jpg.webp)
Над декорациями для премьерной постановки художники работают уже 4 месяца. Для балета создают 4 арки разного плана. Они чуть-чуть отличаются друг от друга, чтобы создать глубину и иллюзию леса. Арки ставят на фоне одного цельного задника, на котором изображены море и горы, так как постановка будет на морскую тематику. Его площадь такого же размера, как и сцена — почти 200 квадратных метров. Это 18 метров в длину и 11 — в ширину. Процесс создания у четырех художников-декораторов занимает примерно 3 недели, а уходит на все не меньше 20 ведер краски. В основном это акрил и гуашь.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/4d/78/e6/4d78e65365465585e1607f6ddcfab256/656x438_1:5703_b7f19304ad119d8c96003c66ab2a2ed5@1900x1267_0xH62wPdgx_3277949325861660578.jpg.webp)
— Процесс создания все-таки не быстрый. Сначала растягиваем полотно, которое сшивают швеи, и смачиваем швабрами, к которым прикреплены щетки. Это нужно, чтобы полотнище растянулось и приняло окончательный вид, на котором можно работать. После этого растягиваем метровые нитки и переносим эскиз, который размечен в масштабе по метровым размерам, и переносим рисунок на полотно. Труднее всего чувствовать этот эскиз. Нужно соблюсти и технику, которая нам дана, и колорит, и тональность. Сегодня декорации готовы уже на 90%. Задник для новой постановки получился очень живописный, и зрителей он точно порадует, — рассказала художник-декоратор высшей категории Диля Каримова.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/73/bb/19/73bb19e5c16bae03a2bd46ca1e54d937/656x438_1:5703_021bc5237fca3b3870ac403fcd44b09b@1900x1267_0x5C9BLJgs_3796961484087499494.jpg.webp)
![](https://n1s1.hsmedia.ru/55/22/e0/5522e05b82d71b5422306b61c6d1195b/656x438_1:5703_3dd0c8b6d4a5d590b9d289e93b07e34d@1900x1267_0xV4s3eg30_5494111904702234293.jpg.webp)
![](https://n1s1.hsmedia.ru/ba/04/d5/ba04d50e6c23dd67483915effb231b46/656x438_1:5703_75a9119ce130cce6caa23d2d7cd9f8f7@1900x1267_0xxCeQEqzF_0312451728623621730.jpg.webp)
Двухметровые фигуры
Далее мы отправились в бутафорский цех. Там работники создают сложнейшие скульптуры. В новом балете «Наяда и рыбак» их будет две — Мадонна и ракушка. Первая уже почти готова, на ее изготовление ушло 2 недели. Для такой фигуры этого времени мало. На этапе вырезки был задействован всего один человек, а в покраске уже участвовали люди из художественного цеха. А вот ракушку художнику-бутафору только предстоит сделать.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/fa/35/50/fa3550e38622e7442584f94f12970283/656x438_1:5703_c4b5d6d5c319d6eda87ede5717eabf51@1280x854_0xUFde0Lar_5580116894517176710.jpg.webp)
— Конкретно сейчас я занимаюсь статуей Мадонны, она является в спектакле покровительницей того края, где происходит действие. Скульптура делается по небольшому эскизу-фотографии, который предоставил художник. Сначала статую рисуем на картоне в полный рост, потом переводим на пенопласт и вырезаем. Далее идет обработка, сверху слой папье-маше. Наждачная бумага нужна для финишной обработки изделия, выглаживания и подготовки к покраске. А потом уже делаются роспись, краска и лакирование. Остался заключительный этап — подшлифовать отдельные элементы и завуалировать. Для этой фигуры мы использовали пеноплекс, с ним проще и удобнее работать, он больше поддается обработке ножами, пилками и напильниками, — рассказал художник-бутафор Дмитрий Митрофанов.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/b1/cf/3a/b1cf3a6afb2715bf92f31871ed472d6f/656x438_1:5703_821521aa035dc86cf1f597b9039d4afd@1900x1267_0xEP0zGXzp_9666579992317311737.jpg.webp)
![](https://n1s1.hsmedia.ru/ee/95/51/ee9551cb2013cdcb647b440605e4c9db/656x438_1:5703_8ab7e19cd30b9ac253bc1a53890446fb@1900x1267_0xuTVdoR3h_3733147314574340705.jpg.webp)
Нередко случается, что фигуры ломаются или их могут уронить, но умелые работники смогут отреставрировать и восстановить любую поломку.
Ракушка, которая тоже задействована в постановке, пока на начальном этапе. Она будет почти 2 метра в высоту, а в ширину — 40 см. Ее поставят на каретку, которая будет выезжать на сцену, а внутри ракушки расположится балерина. По сценарию таким образом из морской пучины появляется Наяда.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/be/00/5b/be005b53640b123a53ed410d55c57bc7/656x438_1:5703_f15f0eca3d0840948144daccc4766e6b@1900x1267_0xA0pcco1Q_9773103858376189647.jpg.webp)
«Больше половины жизни в профессии»
Последний участок, в который удалось заглянуть, был столярный. В этом месте трудятся два человека, один из которых работает в театре уже 37 лет. Эти золотые руки смастерили огромное количество мебели. Часто приходится мастерить и для сказочных спектаклей, например домики или теремки. Для новой постановки мастера сделали домик рыбака и выдвижную фурку, на которой будет стоять ракушка.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/87/b6/1d/87b61dedbda26e78e8c04ab084e54e46/656x438_1:5703_9d7e04fcade8acd575c808f7f5065235@1900x1267_0xniM2dA3a_7500115577245912381.jpg.webp)
![](https://n1s1.hsmedia.ru/b8/50/ae/b850aebf4539537b79c23ba87f7c8de7/656x438_1:5703_9ffc0209241840012aeaaa8ebf72d990@1900x1267_0xBRXMT0ox_6348402367954974470.jpg.webp)
— Мы сейчас готовим жесткую декорацию для спектакля «Наяда и рыбак». Из мебели будут две лавочки, табуреточка, сделанная под старину, и камни на берегу моря. На данный момент уже почти все готово. Мы стараемся успеть в сроки, пока еще ни разу никого не подводили. Наша задача — изготовить только жесткий каркас, после изготовления мебель забирают бутафоры, которые ее обклеивают, а после отдают художникам на роспись. Когда все готово, декорации забирают монтировщики на сцену, — отметил начальник столярного участка Сергей Ловцов.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/cc/b4/6a/ccb46a19558feb04a9147aa1a31709f0/656x438_1:5703_7456291c4092c61fd0945b1f0260d7fc@1900x1267_0xZZgAcJR0_4422235958964326083.jpg.webp)
![](https://n1s1.hsmedia.ru/8d/bc/8b/8dbc8bbde578cc35fd47ef93f13c3c3c/656x438_1:5703_85ff6a10f3556316714b18cd26587b30@1900x1267_0xJBmW5t0R_4951986925253470874.jpg.webp)
Впервые на сцену в этой постановке начнет возвращаться сценическая машинерия, которой восхищались зрители XIX века. Премьерный показ состоится уже 20 и 21 декабря.
Историю о любви обитательницы морского царства Наяды к простому итальянскому рыбаку танцуют во всем мире уже более 170 лет. Впервые постановка появилась на сцене Лондонского Королевского театра в 1843 году, она носила название «Ундина, или Наяда», поставил ее балетмейстер Жюль Перро на музыку Цезаря Пуни. В 1851 году этот балет впервые станцевали в России. В Самаре этот редкий балет покажут в виде сюиты из четырех картин.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/eb/d7/31/ebd731e7d7c34bf2a039bd92f991f8ef/656x438_1:5703_9e8e2b6598e025cdaf933b50cea70e5a@1900x1267_0xEoxRSgsW_6949965640316498895.jpg.webp)
![](https://n1s1.hsmedia.ru/76/53/c7/7653c787ecb822bf6cfdc3b86ab22dd9/656x438_1:5703_68082167cb84804e46f9afc153ca7ba8@1900x1267_0xyPPR6Dwn_3736610951736169630.jpg.webp)
![](https://n1s1.hsmedia.ru/b6/8b/52/b68b526f60b49d08d40600740fc82ce0/656x438_1:5703_672bee9564eabddcc6761ac8b2546497@1900x1267_0x6ln0KLnC_7420999707426954599.jpg.webp)