Развлечения мнение «Над полянами на высоте птичьего полета»: путешественница из Тольятти Наталья Козловская — о походе в Самарскую Луку

«Над полянами на высоте птичьего полета»: путешественница из Тольятти Наталья Козловская — о походе в Самарскую Луку

Берите на заметку маршрут выходного дня

Многие идут в поход только ради таких видов, захватывающих дух. А еще там внизу пекут вкусные пирожки

Впереди четыре выходных дня, и кто-то уже штурмует самолеты, чтобы улететь в Сочи, Крым или другие доступные (пока) страны. Но есть те, кто далеко не едет, а проводит время с интересом и пользой, изучая местные красоты.

Экоактивистка и руководитель движения «ВелоТольятти» Наталья Козловская рассказала о недавнем путешествии в Самарскую Луку с компанией друзей-путешественников и о том, сколько интересных мест недалеко от Тольятти для путешествия выходного дня без палаток и спальных мешков.

Берите маршрут на заметку и планируйте прогулку, пока погода не испортилась.

«Стартуем оттуда, где продают пирожки»


В конце октября велотольяттинцы прошли 20 км под хмурым осенним небом, чтобы осмотреть каменоломни Маштакова. Для многих это было первое посещение исторического места — и, кажется, разочарованным не остался никто. Стартовали традиционно от Винновского монастыря. Мы вообще стараемся стартовать оттуда, где продают пирожки, считая это единственно верным походом к планированию туристического маршрута. Так сказать, чтобы уже на старте получить удовольствие, — а то кто знает, как оно дальше пойдет.


Поднялись к кресту на горе, осмотрели окрестности и Винновку с высоты птичьего полета — мрачное небо, обещанного прогнозом солнышка нет, спасибо, что без дождя.

Далее маршрут пролегал через поле, памятное нам по предыдущим походам своим чрезвычайно нажористым черноземом. Вскоре ноги потяжелели — на каждом ботинке налипло по полкило прекрасного плодородного грунта, который бы порадовал любого дачника, но не нас.

Короткий путь направо снова (и уже который год) был перекопан, штурмовать километр распаханного поля мы не рискнули — был риск увязнуть там не коготочком, а чуть более чем полностью. Тем более что с нами были женщины, дети, собака и Дима, который первую часть похода изображал косулю — носился мимо группы вперед и назад по полю и иногда кричал: «Тут яблоки! Тьфу, они забродили! Я побегу на гору!».

Путешественники прошли 20 километров по Самарской Луке и устраивали чаепития на живописных полянках

«Привал, перекус, осмотр»


В общем, в этот раз обошлось почти без бурелома, грунтовыми дорогами вышли к заброшенной турбазе «Лесная поляна». Первый привал, перекус, осмотр оставшихся строений. Сошлись во мнении, что в полуразвалившихся домиках можно в будущем поставить палатку.


По склону оврага спустились к воде, прошли немного по берегу — и снова поднялись повыше. Склон горы здесь имеет две террасы — по обеим когда-то пролегали грунтовые дороги к местам переработки гипса. Обе дороги и сейчас довольно отчетливо видны на склоне горы, хотя порядочно заросли кустарником. Немного прошли по нижней террасе, затем снова спустились к воде — здесь находились руины производства по добыче и переработке гипса.

Осмотрели остатки стен из необработанного камня, пособирали кусочки гипса. Этот сорт гипса назывался «Жигулевский мрамор», и, действительно, камень больше напоминает мрамор, чем привычный нам белый гипс. Вообще гипс встречается в природе в разных видах, различают гипс-алебастр, гипс-селенит, гипс-ангидрит. Наш «Жигулевский мрамор» — именно ангидрит, он имеет мелкозернистую, с большей твердостью, чем гипсовый камень, структуру. Название «ангидрит» в переводе с греческого означает «безводный», так как минерал отличается от гипса отсутствием в формуле воды.

«Жигулевский мрамор» напомнил путешественникам островки снега в желтой листве

В Древнем Египте из ангидрита делали светильники, сосуды, статуэтки. В Древнем Риме его применяли для отделки зданий. В России в конце XVIII века возникло художественное производство недорогих изделий из ангидрита — туалетных приборов, вазочек, декоративных фигурок, а сейчас он не используется.

Глыбы этого камня светились своей белизной среди желтой листвы, напоминая островки снега.


Отдохнув и перекусив во второй раз, мы вышли на верхнюю террасу и по древней заросшей дороге направились сначала вдоль склона горы, а затем вглубь леса — в Маштаковский карьер. Нашей целью было разыскать вагонетки и остатки узкоколейки, по которой добытый камень вывозили из карьера.

Михаил Дементьевич Маштаков открыл добычу гипса в 1904 году. В советское время в Винновских каменоломнях вела промысел артель «Горняк», работавшая вплоть до 1960-х. Карьер представляет собой огромную каменную чашу, выдолбленную в горе. Стоя в центре его, с трех сторон ты окружен каменными стенами. А если взобраться на узкий перешеек, то оказываешься над полянами на высоте птичьего полета. Нашлись и рельс от узкоколейки, и вагонетки, и пещера — узкий подземный ход неизвестной глубины.

Чрезвычайно довольные собой (нашли всё, что искали, это ли не счастье!), мы пошли проверить, куда ведет тупиковая (если верить карте) дорога. Вела она прямиком на скошенный луг, где рулон соломы тут же подвергся фотосессии. А затем «срезали» полем, отдохнули под дубом и вернулись в Винновку.

Тут и сказке конец, а кто слушал — молодец.

Собираетесь на прогулку по Самарской Луке?

Да
Нет
ПО ТЕМЕ
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления