Дмитрий Кондрашин — путешественник. В свои 35 лет он передвигается на протезах, потому что потерял обе ноги. Однако это никак не влияет на его любовь к путешествиям. Так, вместе с такими же инвалидами он достиг скалы Мамбет, исколесил бездорожья, перешел через Уральский хребет и забрался на Инзерские зубчатки. 63.ru узнал, каково это — стереть все рамки и ограничения.
В путешествие на машинах по Уралу пустились сызранцы и один житель Кинеля — всего восемь человек, половина из которых инвалиды. Организовал поездку Дмитрий Кондрашин.
Он рассказал, что ноги он потерял 13-летнем в возрасте из-за подросткового максимализма. Как-то он гулял с друзьями возле железной дороги. Ребятам пришла идея запрыгнуть на проходящий поезд, чтобы быстрее добраться до дома. У Дмитрия это не получилось. Он попал под колеса локомотива.
С этого момента его жизнь кардинально изменилась. Сначала была инвалидная коляска, затем первые протезы советского образца и, наконец, два года назад у него появились современные «ноги» российской сборки из импортных модульных комплектующих. С ними Дмитрий чувствует себя хорошо и живет полноценной жизнью. Но такой вариант доступен не всем. Многие люди с инвалидностью ставят на себе крест, думают, что теперь их жизнь стала ограничена домом, и замыкаются в себе.
Проект с путешествиями был как раз задуман для того, чтобы пробудить в инвалидах любовь к жизни, чтобы расширить границы.
Впервые идея отправиться в дальнее путешествие на автомобилях возникла у Дмитрия после покупки УАЗа. Сначала он выезжал в лес на прогулки, потом решил попробовать уехать на дальнее расстояние.
— Купил машину 2,5 года назад, уже успел попутешествовать. Мы с женой были на Урале, Кавказе, исколесили дороги в Самарской и Ивановской области. Посмотрели много деревень. Каждые выходные стараюсь вырываться на природу, — поделился Дмитрий.
Однажды он понял, что таких людей, увлеченных внедорожным туризмом, в Сызрани много. Он подумал: «А почему бы инвалидов тоже не свозить по бездорожью?» — и предложил это своим знакомым ребятам. Многие согласились и стали готовиться к поездке. С Дмитрием поехала жена Ирина и брат Владимир.
— Мы подбирали ребят, чтобы им было не так сложно, чтобы ничего не угрожало их здоровью. В итоге у нас получилась команда: я без обеих ног, парень после ДТП, другой с переломом позвоночника на инвалидной коляске и моя супруга, которая страдает от рассеянного склероза, — пояснил путешественник.
Болезнь Ирины связана с разрушением центральной нервной системы. Она поддерживает мужа, но так было не всегда.
Дмитрию очень нравятся внедорожные путешествия. После поездок он доводит машину до ума, совершенствует, готовит к новой многодневной гонке. Мужчина занимается этим по мере возможностей, насколько ему позволяет работа. Дмитрий по профессии юрист, его супруга Ирина трудится в муниципальной сфере.
— Сначала из-за путешествий в семье было недопонимание, потому что мы купили новую машину, и на ней появлялись следы лесных путешествий: царапины и вмятины. Вообще жена сначала боялась, когда я пытался съехать с асфальта на грунтовку. Раньше она не понимала в чем кайф от этого, но потом постепенно втянулась. Я ею очень горжусь, — говорит Дмитрий.
Ирина теперь не просто помощник, а правая рука. Дмитрий — пилот, а она штурман, который не просто показывает дорогу, а помогает вытаскивать машину из грязи, таскает тросы. В общем мужественно справляется со своими обязанностями.
— Передвижение по неблагоустроенным дорогам само по себе проблематично, а для людей с ограниченными возможностями это кажется просто невозможным. Но мы доказали, что ничего невозможного нет. Некоторые инвалиды сидят дома и даже не выходят в магазин. Они говорят: «Как я дойду? Как я доеду?» Для них это сложно и нереально до такой степени, что они даже и не пробуют, — сетует мужчина.
Путешественники решили стать хорошим примером для всех. Для этого они посетили такие природные места, до которых очень трудно доехать и дойти своим ходом. Инвалиды в повседневной жизни постоянно преодолевают препятствия, которые возникают на бытовом уровне. А здесь горы, дикая природа — это испытание даже для здорового человека.
Дмитрий признается, что в поездке на Урал самым удивительным моментом стало отношение людей, которых они встречали.
— Когда люди узнавали, что мы — инвалиды, едем по такому маршруту, многие не верили. Они предлагали безвозмездную помощь, фотографировались с нами, поддерживали и одобряли. Эта реакция людей очень поразила. Они чуть ли не на руках пытались нас носить! — восклицает Дмитрий.
Раньше он думал, что никому ничего не нужно, что каждый сам за себя. Но оказалось, что есть люди, которые всегда могут помочь, откликнуться.
Кроме того, сызранцев поразили местные пейзажи — они увидели самую большую на Урале отвесную скалу — ее высота около 200 метров, полюбовались на остроконечный хребет — каменные столпы, которые вырывались из леса. Кстати, экспедиция называлась «По ту сторону Урала», и действительно, члены экспедиции посетили две стороны гор: на одной было тепло, на другой — уже холодно.
Мамбет — скала на Южном Урале у реки Зилим, в Гафурийском районе Башкортостана. Она находится в 10 километрах от деревни Толпарово. Высота ее составляет около 200 метров.
Это был не первый выезд со сложным маршрутом.
— У нас был уже опыт, когда мы вывозили ребят с ограниченными возможностями в Сызранский район в место под названием «Рачейские Альпы». Там есть водопад и природа очень красивая. Мы стараемся чаще выезжать, чтобы развивать проект в будущем — сделать его постоянным, и хотя бы раз в полгода путешествовать, — признается мужчина.
В планах у семьи — весь необъезженный Урал, Казахстан и еще много других прекрасных мест. По мнению Дмитрия, возможности человека не ограничены, препятствием выступают только технологии, которые до сих пор не очень развиты. Ведь для инвалида можно сделать такие протезы, что он не будет чувствовать себя ограниченным в чем-то.
— Я не зависим ни от кого, когда я с протезами. Когда они сломаются, то уже нельзя будет дойти до магазина, а по квартире придется передвигаться на коляске или ползком. Если дать человеку нормальные средства реабилитации, то его возможности расширятся, — пояснил Дмитрий.
У него и Ирины трое детей: две дочери и сын. Младшую девочку зовут София, ей 10 лет, старшей Насте — 16 лет, сыну Антону — 13 лет. Они не против увлечения родителей, при этом сами не испытывают особого интереса.
Глава семейства считает, что дети не готовы к таким нагрузкам, да и не стремятся этим заниматься. Им нравится городская жизнь в центре Сызрани. Но, возможно, когда-нибудь они пойдут по стопам родителей.