На завтрак — кофе с круассаном, на обед — курица с салатом, а на ужин — мраморное мясо, а главное — стоять у плиты не нужно. Жители мегаполисов всё чаще выбирают готовые блюда из магазина. Но если раньше продукция ready to eat или, проще говоря, еда, готовая к употреблению, была модным трендом, то сейчас это уже необходимость. Горожане экономят время, а свой рацион и составление меню доверяют специалистам. Кто и как готовит еду для посетителей супермаркета? Подробности — в этом фоторепортаже.
По данным Euromonitor, в пандемию мировой рынок готовых блюд вырос за год на 10% вместо 5%, которые стабильно держались в течение пяти предыдущих лет. Важную роль сыграло развитие онлайн-продаж, сложившиеся на удаленке потребительские привычки и активно расширяющийся ассортимент с наборами продуктов и рецептами.
Сегмент готовых блюд становится ключевым для многих ритейлеров. Сегодня уже трудно представить супермаркет, в котором нельзя купить овощной салат или картошку в соусе. Например, «Магнит» запустил собственное производство готовой еды более 13 лет назад, когда открыли первый супермаркет с высокотехнологичными цехами внутри.
Только цифры:
• более 400 — столько супермаркетов в сети «Магнит» реализуют продукцию ready to eat;
• 200 — столько наименований готовых блюд есть в ассортименте;
• 360 — столько тонн готовых блюд производят каждую неделю.
Разберемся подробнее: в чем причина популярности готовой еды, как устроено собственное производство и какие готовые блюда можно купить в супермаркете.
Чем готовая еда привлекает посетителей магазина?
Кулинария всегда была востребована покупателями супермаркетов. Например, готовые блюда — мясо, гарниры, салаты — есть в каждом десятом чеке посетителей «Магнита». Это неудивительно: все хотят сэкономить время и разнообразить меню, а еще покупка готовых блюд обходится дешевле, чем приобретение всех ингредиентов.
— Всё больше посетителей живут по принципам «еда там, где я» и «хочу всё здесь и сейчас». Кулинария входит в топ-5 категорий, которые покупают каждый день. Готовые блюда становятся для многих уже повседневной историей. За счет высокого качества продукции и приятной цены покупатели могут не думать, что приготовить на завтрак, обед, ужин или к особому случаю, наше предложение отвечает разным запросам, в супермаркетах есть блюда на любой вкус и кошелек, — рассказал руководитель управления по собственной кулинарии компании «Магнит» Дмитрий Кашутин.
— Это выгодно для меня во всех смыслах. Я выигрываю время и не ломаю ежедневно голову над составлением меню. Давно перешла на готовую продукцию и пока не жалуюсь. Выходит даже бюджетнее, чем закупка продуктов для приготовления, — рассказал покупатель.
Как и где готовят
Готовые блюда попадают на прилавки из собственных производственных цехов — они находятся прямо в магазине. То есть салаты или мясные блюда максимально свежими подаются на прилавок.
Затем за дело берутся технологи. Например, в «Магните» все цеха и витрины оснащены видеокамерами, через которые контролируется производство продукции. Задача технологов — не только приготовить разнообразные деликатесы, но и убедиться в их качестве.
Проверка блюд на соответствие всем требованиям и дегустация — обязательные этапы перед отправкой продукции на витрину супермаркета, внутри которой поддерживается нужная температура. Пробудут салаты там недолго: срок годности продукции — строго 12 часов. Обычно за один день магазин распродает почти весь вкусный ассортимент.
Как формируется ассортимент готовой еды?
Со стороны кажется, что ассортимент везде одинаковый, но это не так. Да, общие предпочтения россиян компаниям известны, но крупные игроки обычно формируют и обновляют набор блюд по принципу «матрешки»: классические вкусы покупателей по стране, желания посетителей в конкретных регионах или даже наличие спроса в отдельном магазине.
Кроме того, ритейлеры стараются включать специальные блюда: к праздникам, диетические, для постящихся и людей с особенностями здоровья. Также большую роль играет время года: летом и зимой ассортимент разный. В жаркое время года больше свежих сезонных овощей и фруктов, в холодное — больше калорийной пищи, при этом позиции-бестселлеры сохраняются.
Все розничные сети, как правило, выпускают специальные каталоги продукции, в которых есть и готовые блюда, а перед Новым годом это существенно экономит время на выбор того, что поставить на стол. У «Магнита», например, собраны разные варианты кулинарии, меню насчитывает порядка 40 позиций, в том числе наборы на компанию, семью или романтический вечер для двоих.
— У меня плотный график, выделить время на готовку просто не успеваю. Если что только в воскресенье. Остальные 6 дней я обитаю и закупаюсь едой тут. С работы прямиком сюда за салатом или вторым. Магазин как раз возле дома. Бывает, грешу, еще и сладенькое прихвачу. Мне всё нравится. Вкусно, почти как у мамы, — поделилась впечатлениями покупательница.
Чтобы не ходить часами с тележкой по торговому залу, можно поступить проще: подойти к разделу «Кулинария», взять специальный бланк и вписать в него свои пожелания по блюдам и весу. Команда «Магнита» соберет заказ на готовую еду уже к завтрашнему дню. Дело остается за малым — забрать заказ и приступить к долгожданной трапезе.