Загнанных лошадей пристреливают, ненужный балласт выбрасывают, а с отработавшими кухонными комбайнами вообще поступают хуже, чем с собаками. Примерно тоже самое происходит и с политиками, которые перестают быть полезными и превращаются в обузу.
Комиссары в пыльных шлемах
Громы небесные над Самарской городской думой все-таки грянули, хоть и не очень громко, но весьма отчетливо. Политсовет регионального отделения «Единой России» создал орган с устрашающим названием – ЧК, чрезвычайная комиссия. На который возложена обязанность «найти выход из ситуации».
Интересен и одновременно показателен состав комиссии. Возглавил ее один из «теневых лидеров» оппозиции, сенатор и глава холдинга «ВБМ» Андрей Ищук. Вошли в комиссию и его «коллега» (по «теневому лидерству») Олег Дьяченко, представляющий «Волгапромгаз», и официальное «лицо большевизма» Виталий Ильин (ГК «СОК»). То есть, вся «Антанта» в сборе. Плюс председатель ГТРК «Самара» Федор Алиев, связанный с оппозиционерами тесными «коммерческими» отношениями. Еще два партийных функционера, секретарь исполкома политсовета Алексей Баранов и председатель контрольно-ревизионной комиссии Виктор Копылов, вряд ли вообще займут чью-либо сторону – они просто глаза и уши политсовета и Сергея Сычева. Кто же в недрах комиссии защищает интересы «меньшинства» и Георгия Лиманского? Один-единственный депутат-«меньшевик» Андрей Мастерков. Спикер же Тольяттинской гордумы Александр Дроботов, скорее всего, выполняет обязанности «свадебного генерала»: на него очень удобно показывать, говоря: «Смотрите, в комиссии есть абсолютно беспристрастные люди».
Губернские СМИ тут же откомментировали ситуацию. Итоги анализа еженедельник «Репортер» свел к двум пунктам: 1) победить (то есть, заставить являться на заседания думы) Георгия Лиманского «чекисты» не смогут; 2) Сергей Сычев ловко подставил вместо себя Андрея Ищука, на которого и свалятся все шишки.
Однако, на мой взгляд, Ищуку ничего не грозит, и демонстрируемый им оптимизм оправдан. А если кого Сергей Сычев и подставил, то только Георгия Лиманского. Судите сами. Сильно «пробольшевистская» комиссия, естественно, со страшной силой «наедет» на трех «единороссов»-«меньшевиков» и либо заставит их примкнуть к большинству, либо принудит их сдать партбилеты. В любом случае, после этого ничто не помешает в недрах большинства создать фракцию «Единая Россия».
Потому что партийное начальство Сергея Сычева в Москве не интересуют ни Лиманский, ни Ильин, ни то, почему они не могут жить вместе. Партбоссы вполне резонно требуют создания в городской думе фракции. И они ее, скорее всего, получат. Потому что «протоколы заседания ЧК» в качестве оправдания вместо фракции в Москве никому не нужны.
Кто остается крайним в этой схеме? Георгий Лиманский. Сергей Сычев (с хорошей ли миной, с плохой ли) вынужден будет констатировать факт: мэр, который даже не член «Единой России», остается единственным препятствием на пути работы новорожденной фракции «Единая Россия». И даже если никаких «мер быстрого реагирования» не последует, Георгий Лиманский лишится публичной поддержки главного «медведя» губернии.
«Дядя Вова, Скрипач не нужен!..» И над кем тогда склонятся «комиссары в пыльных шлемах»?
Сократили вместе с креслом
Первое после каникул заседание думы губернской опять же не обошлось без скандала. В эпицентре которого снова оказалась Наталья Боброва. Что, впрочем, уже никого не удивило.
Напомним вкратце: чуть больше года назад бившаяся в первых рядах думской оппозиции Боброва совершенно неожиданно заняла пост второго вице-спикера после того, как его покинул (тоже не по своей воле) член группы «Народовластие» Николай Скобеев. И тут же поменяла свою политическую ориентацию на 180 градусов, защищая интересы губернатора. Тогда, летом 2004, ей, по всей видимости, была уготована роль кандидата-дублера на выборах губернатора, который должен был оттянуть голоса «левых» избирателей и поиграть на поле Георгия Лиманского.
Однако волею Владимира Путина выборов не случилось, и Титов был назначен на новый срок только в марте 2005. К тому времени отношения с Георгием Лиманским перешли из разряда соперничества в политический союз. А фракция «Народовластие» продолжала «требовать головы» Бобровой. Тем более что Титов начал подозревать ее в союзе с новым соперником, спикером губдумы Виктором Сазоновым. Короче, Боброву, опять же большинством голосов депутатов (пролиманское «Народовластие», фракция «Единая Россия» и сторонники Титова были едины в дружном порыве), должности вице-спикера лишили.
Чему, к слову, весьма поспособствовало ее всегдашнее высокомерие и резкость при общении с коллегами по думе. Которые она снова проявила, подав на решение депутатов в суд. Который встал на сторону Бобровой, потому что дума «умудрилась» заключить с ней стандартное трудовое соглашение, условия которого, естественно, при увольнении «большинством голосов» соблюдены не были.
И вот во вторник депутаты должны были ее в должности вице-спикера восстановить. Но чего вообще можно было ожидать в ситуации, когда большинство депутатов поставлены в положение пойманного и выпоротого мальчишки? Смирения? У глав городов, директоров предприятий, мужчин (и одной женщины) с очень высоким мнением о своих способностях и весе в обществе? Случилось то, что и должно было случиться – проголосовав за исполнение вердикта суда, депутаты тут же решили попросту сократить пост второго вице-спикера, что немедленно и сделали.
Предшествовал же этим событиям «технический перерыв» длиною в 40 минут, в ходе которого Константин Титов и Сергей Сычев беседовали с Виктором Сазоновым «тет-а-тет-и-тет». Результат голосования не оставляет сомнений в предмете их беседы: Наталья Боброва лишилась поддержки своего последнего союзника. И ее заявления о том, что дело еще не окончено, и будет новое судебное разбирательство – всего лишь заявления политика, оставшегося в гордом одиночестве.
И если Наталья Алексеевна не хочет закончить свою карьеру депутата и человека, ей нужно срочно подумать о том, кто из бывших (но оставленных ею) союзников снисходительней к ее желанию вернуться.