Если бы молодость знала, если бы старость могла… Это знают все. А если бы старость могла? А если бы молодость знала? Что бы тогда творилось? Нет, в природе все устроено если и неразумно, то уж во всяком случае равномерно. А все попытки равновесие это нарушить неизбежно сталкиваются с небезызвестным законом сохранения вещества: «сколько где-нибудь чего-то отнимется, в другом месте ровно на столько же и прибавится…»
Бритва Ищука
Философы знакомы с понятием «бритвы Оккама» (в честь знаменитого средневекового английского мыслителя). В пересказе на «простой язык» оно означает, что следует предпочитать простые объяснения более сложным. Ситуация вокруг начавшейся работы чрезвычайной комиссии политсовета ЕР за неделю была настолько скудна информацией и настолько полна слухами, что СМИ строят самые невероятные версии.
Достоверно известно следующее. На заседание в понедельник явились четыре депутата-«меньшевика»: Андрей Мастерков (член ЧК), Олег Борисов, Светлана Бескоровайная и Михаил Анисимов (все – члены ЕР). Им и пришедшим «большевикам» было предложено войти во фракцию «Единая Россия». Присутствовавшие разделились примерно поровну – примерно 12 человек согласились, примерно 14 – отказались. Судя по последующим комментариям «большевиков»-«отказников», они не захотели «идти в «медведи» потому, что так и не услышали четкой оценки действий Лиманского и не получили гарантий того, что «примирение» не состоится за счет отказа от наиболее важных из принятых ими за год решений (Устав города и распределение думских портфелей). И даже пригрозили создать свою фракцию.
Тем не менее, сам председатель ЧК, Андрей Ищук, излучал оптимизм и пообещал, что в четверг на заседание приедет Лиманский. Чего, к слову, не случилось. Подробности «узкого» заседания в четверг, состоявшегося в сенаторском кабинете Ищука в Белом доме, вообще неизвестны. Кроме того, что глава ЧК сообщил журналистам: «еду к Лиманскому, а дума, скорее всего, соберется в конце октября».
Аналитики сложили два и два, заметив, что «серого кардинала ВПГ» Олега Дьяченко в четверг не было, а все три депутата от ВБМ в «медведи» идти согласились. И сделали вывод: альянс ВБМ-СОК-ВПГ расколот, Ищук делает свою игру. Целью которой может быть, например, пост секретаря политсовета регионального отделения ЕР.
Но с этим выводом согласиться нельзя, ибо он сложный. И предполагает, что Андрей Ищук глуп. Ведь у него нет никаких реальных инструментов воздействия на ситуацию, кроме трех депутатов. Ну уйдут они из большинства и утянут за собой трех-четырех «колеблющихся». Тогда ситуация не только не прояснится, а еще больше запутается – дума не сможет собираться в принципе, и правящей фракции не получится. Хорошо же тогда будет выглядеть Ищук у разбитого корыта!
И еще один «неприятный момент», рушащий «стройную версию»: некоторые депутаты от «Волгапромгаза» высказали готовность войти во фракцию ЕР, и даже ее возглавить. Например, Александр Шатохин.
Что же происходит на самом деле? Из того, что известно пока, с помощью «бритвы Оккама» можно сделать только один вывод: Ищук действительно поторопился с предсказаниями, что «все будет хорошо». И взялся почему-то не за задачу-минимум (создание фракции), а сразу за задачу-максимум (примирение думы и Лиманского). То ли силы переоценил, то ли кем-то был введен в заблуждение. И теперь вынужден делать хорошую мину при неважной игре.
По крайней мере, это объяснение подходит до тех пор, пока не появится больше информации.
Пионеры юные
Чтобы сотворить бурю эмоций, достаточно и стакана воды. Особенно если в наличии имеется только стакан. Посудите сами: каким образом современному… В годы моей юности их называли «мажоры», но как называть их сейчас? Молодежные лидеры? Да полно, где и лидируют, и кого они могут за собой повести? Итак, каким образом юноше, мечтающему о карьере политика, выдвинуться из длинного ряда клерков, дожидающихся «естественного порядка» освобождения мест в бюрократической иерархии? Правильно, чисто «молодежным» способом – устроить бузу.
Слов нет, инициированный министерством Ольги Рыбаковой запрет детям до 14 лет после 22.00 находиться вне дома без родителей под угрозой штрафа – мера довольно бесполезная. В том смысле, что дети в этом возрасте особенно любят делать что-либо назло, а родителей, не беспокоящихся о том, что их подрастающие чада гуляют ночь напролет, штрафом уже не проймешь.
Но с точки зрения здравого смысла особо подкапываться не под что – ну явно нечего делать подросткам на наших далеко не безмятежных улицах ночью. Однако это послужило прекрасным поводом для «молодежных лидеров» устроить кампанию против «введения комендантского часа». Громкие заявления перед журналистами, демарши на заседании молодежного парламента (заведения столь же незаметного, сколь и бесполезного) и пикет у здания губернской думы.
Собственно говоря, это все, что «лидеры» смогли придумать. Шум (точнее, шумок) получился, в СМИ засветились. Но вот судьбу «несчастных» детей это не изменит – они ночью будут сидеть, дома или в «обезьянниках». На ум приходит кричалка из классики советского детского кино: «Пионеры юные, головы чугунные…» И далее по тексту.
Закон МакЛауда
Очень не люблю «приблатненый жаргон», которым не стесняются теперь пользоваться даже президент РФ и его окружение, но, видимо, он уже проник не только в лексику, но и в головы «кремлевских кукловодов». Потому что ситуацию вокруг так до сих пор и не родившегося самарского отделения движения «Наши» нельзя назвать никаким другим словом – «разводка».
Изначально существовали две инициативные группы: Александра Шиманского и Антона Рекадеева. Причем, судя по комментариям руководителя центрального аппарата «Наших» Сергея Белоконева, центр склонялся к кандидатуре первого, но «пока выбирает».
Затем появилось анонимное электронное письмо (подписанное «секретариат самарской организации), разосланное по редакциям СМИ, о том, что Шиманский и Рекадеев никакие не «Наши» в Самаре. По некоторым данным, таким образом проявилась третья группа – Антона Логинова.
И вот на этой неделе пожаловали гости из Москвы. Эмиссары встретились и с Логиновым, и с Шиманским. По данным еженедельника «Репортер», оба они встречами довольны и в «лидерстве» своем уверены. А Сергей Белоконев всю неделю старательно избегал ответов на телефонные звонки корреспондентов «Самарских известий».
Складывается впечатление, что в Москве кто-то попросту забавляется: напустить побольше пауков в банку и наблюдать, как работает «закон МакЛауда» – в живых должен остаться только один…