По данным министерства экономического развития и инвестиций правительства Самарской области, в 2005 году доля населения с доходами выше среднего уровня приблизилась к 32%. Именно с этим фактом связывает увеличение количества пассажиров руководство международного аэропорта «Курумоч». Согласно цифрам, приведенным на правительственном совещании, посвященном итогам социально-экономического развития Самарской области, только за февраль пассажиропоток составил 69 915 человек, что на 20% выше аналогичных показателей прошлого года. Недалеко время, когда аэропорту потребуется серьезно расширять свою территорию, чтобы удовлетворить все потребности пассажиров и грузоперевозчиков. Недавно в «Курумоче» был разработан проект комплексной реконструкции, предусматривающий введение ряда интереснейших инноваций. Подробнее об этом рассказывает генеральный директор аэропорта Леонид Шварц.
– Почему возникла необходимость в реконструкции аэропорта?
– Если вы посмотрите на карту России, то заметите, насколько выгодно географическое положение нашей области. Благодаря этому международный аэропорт «Курумоч» действительно уникален. Он находится на пересечении воздушных трасс, связывающих Европу, Азию и Дальний Восток. Поэтому в транспортной стратегии России «Курумоч» рассматривается в ряду крупнейших аэропортов – узловых транспортных центров. Количество пассажиров, проходящих через наш аэропорт, с каждым годом возрастает. Если в 2003 году пассажирооборот составил 900 тысяч человек, то в минувшем году этот показатель превысил 1 миллион 40 тысяч человек. Исходя из нашего прогноза роста пассажиропотока, в 2010 году количество пассажиров увеличится до 1218 тысяч человек в год – это если рассматривать пессимистический прогноз. Оптимистичный прогноз предполагает рост пассажиропотока до 2154 тысяч человек. Интересно, что по итогам первых двух месяцев работы аэропорта в этом году наши показатели ближе к оптимистичному прогнозу. Между тем, максимальная пропускная способность аэропорта сейчас по нормативам 470 пассажиров в час (фактически мы обслуживаем сейчас 750 пассажиров в час). Сейчас мы справляемся, однако к 2010 году, как вы понимаете, при сохранении такой динамики роста мы не сможем обеспечивать обслуживание на том уровне качества, которое необходимо. Естественно, думать об этом необходимо заранее.
Для решения этой задачи мы и разработали проект реконструкции и модернизации всего аэропортового комплекса. В 2004 году за счет собственных средств мы провели перепланировку терминального комплекса и модернизировали технопарк. Однако вполне понятно, что для реализации проекта реконструкции и создания современного аэропорта необходимо привлечение дополнительных средств. Поэтому в прошлом году мы разработали комплексное обоснование инвестиций, с которым теперь готовы выходить к тем, кто заинтересован принять финансовое участие в этом безусловно интересном проекте.
– На сколько предполагается увеличить пропускную способность аэропорта?
– На первом этапе – 800 пассажиров в час, на последнем – до 1200-1300 пассажиров в час.
– Планируется ли вводить еще какие-то новшества, кроме расширения терминала?
– Разумеется. Строительство нового терминала – это лишь один из этапов. В первую очередь реконструкции подвергнется аэродром, т.е. основная подсистема аэропорта, от состояния которой зависит безопасность полетов. Она предполагает усиление и расширение существующих искусственных покрытий, а также строительство новых путей руления, что позволит воздушным судам заруливать на стоянку самостоятельно, без применения буксировщиков. Вместе с тем, в период до 2010 года, будет производиться усиление бетонного покрытия взлетно-посадочных полос, для того чтобы аэропорт мог принимать все типы современных самолетов без ограничений по взлетной массе. В дальнейшем планируется удлинение взлетно-посадочных полос.
Что касается пассажирского терминала, то согласно концепции новое здание будет располагаться на перроне и примыкать к ныне существующему, которое, по мнению московских специалистов, интересно в плане архитектуры и будет сохранено (с заменой отделки). Новый аэровокзал представляет собой современное архитектурное сооружение, которое предназначено для обслуживания как внутрироссийских, так и международных рейсов и оснащено всеми современными коммуникациями и необходимым оборудованием, обеспечивающим авиационную безопасность в соответствии с международными стандартами.
Кроме того, безусловно, мы будем продолжать внедрять новые технологии. В частности, продолжатся испытания лазерной системы посадки «Глиссада-04», которая позволит принимать самолеты даже в условиях плохой видимости.
– Сколько средств требуется для воплощения всех ваших задумок?
– Сразу оговорюсь: все финансовые расчеты пока только предварительные. Нам необходимо вначале определиться с общими принципами ведения работ. Однако некоторые цифры, естественно, у нас есть уже сейчас. В текущем году нам потребуется сравнительно небольшая сумма в 175 миллионов рублей. В целом стоимость реконструкции и модернизации составит 5,217 миллиарда рублей. Большую часть этой суммы – 3,913 миллиарда – предполагается получить из федерального бюджета. В этом году мы разработаем полный пакет проектно-сметной документации – тогда можно будет говорить о суммах более четко.
– Какая схема будет применяться для финансирования проекта?
– Можно сказать, что финансирование будет осуществляться на основе механизма государственно-частного партнерства. Кстати, как сказал министр транспорта России Игорь Евгеньевич Левитин, государственно-частное партнёрство зарекомендовало себя во всём мире как эффективный и гибкий механизм привлечения частных инвестиций к финансированию общественно значимых капиталоёмких объектов. В мировой практике существует несколько наиболее распространенных моделей государственно-частного партнерства. Например, «построй-владей-эксплуатируй-передай» или «построй-владей-эксплуатируй» и др. В этой связи может быть много вариантов, которые можно обсуждать. Одним из вариантов, как нам представляется на сегодняшний день, наиболее оптимальным для нас, является создание управляющей компании (УК), которая выступит в роли генерального заказчика. По проекту, учредителями управляющей компании могут стать Правительство РФ, Правительство Самарской области, международный аэропорт «Курумоч» и частные инвесторы (или инвестор). УК будет размещать заказ у генерального подрядчика и контролировать его работу, а впоследствии – возвращать инвесторам заемные средства и выплачивать дивиденды. Федеральному и областному бюджету по этой схеме предлагается по завершении работ получать дивиденды и, разумеется, налоговые выплаты, размер которых увеличится с ростом пассажиро- и грузопотоков.
– Когда вы говорите об инвесторах, вы имеете в виду какие–то уже достигнутые конкретные договоренности?
– У нас есть ряд предварительных договоренностей, но мне не хотелось бы пока, до официального подтверждения, называть конкретные имена. В любом случае, я уверен, что проект реконструкции аэропорта «Курумоч» надет своих инвесторов. Потому что это крайне интересный, перспективный и высокотехнологичный проект. Я бы сказал, что по своей атмосфере это – проект будущего. А будущее необходимо создавать сегодня.