Фигура Александра Милеева, привлекательная во всех отношениях, стала объектом повышенного внимания в конце минувшего года. Тогда «водочного короля» называли не иначе, как «креатура губернатора». Позже ситуация изменилась, и теперь Александр Милеев – едва ли не единственный независимый бизнесмен Самарской области. Наша беседа с ним оказалась еще более увлекательной, чем можно было предположить. Бывший чемпион России по гребле на байдарках, заслуженный тренер России, теперь он штурмует горные вершины и на пару с дочкой покоряет покрытую льдом Волгу. Обо всем этом и многом другом – наше сегодняшнее интервью.
– Александр Владиленович, хотелось бы узнать о главных победах и проблемах «Родника» в этом году.
– Давайте начнем с проблем. Основные проблемы нашего бизнеса сейчас, естественно, связаны с введением нового федерального закона «О государственном регулировании производства алкогольной продукции». Закон был принят 1 января, инструкции прописаны в феврале, соотвественно действовать он начал только в марте. В связи с этим получилась неразбериха, но проблема будет решена. Прежде всего это коснется акцизных марок. Старые марки, в соответствии с законом, мы использовать не можем, а новые нам никто не выдает. В результате мы до сих пор не можем продавать свою продукцию. Бутылки объемом 0,75-1 литр мы просто не выпускали. Мы не можем работать в других регионах, теряем рынок.
– А в каких регионах вы работаете?
– Стараемся работать во всех, но кое-где, естественно, возникают сложности. До 1 января мы часто сталкивались с препонами, которые были возможны при прежнем законодательстве. Тогда наши конкуренты широко задействовали административный ресурс, для применения которого существовала юридическая база. Теперь юридическая база технически исчезла, однако фактически тот же административный ресурс действует, но уже – на словах. Ситуация с акцизными марками еще более осложняет эту проблему. Нам не дают акцизные марки нового образца, а без них региональные дилеры отказываются брать наш товар. За три месяца отсутствия «Родника» на рынке других регионов наши конкуренты получили дополнительную возможность укрепиться. Теперь выбить их с полок станет на порядок сложнее.
– Как вы считаете, надолго ли затянется эта неразбериха?
– Как мне известно, инструкции и нормативные акты сейчас находятся на последнем этапе разработки. По всей вероятности, скоро проблема будет решена. Однако упущенную прибыль нам, естественно, никто не компенсирует.
– Почему бы вам не обратиться в суд?
– Посчитать упущенную прибыль очень сложно. Нет такой методики, которая была бы единой для всех. Да, наши потери очевидны, однако не факт, что нам удастся обосновать это для суда. Поэтому мы будем судиться только по поводу прямого ущерба: в январе нас обязали провести инвентаризацию и уничтожить старые акцизные марки. Мотивация была следующая: вышел новый закон, старые марки клеить нельзя. Мы выполнили требование, потеряв на этом 6 миллионов рублей. Не огромная сумма, конечно, но и эти деньги для нас не лишние. А теперь нам снова выдают акцизки старого образца. То есть, наши траты были напрасными.
«Кристалл» сейчас фактически саботирует действия налоговых органов, отказываясь брать старые акцизные марки. Вообще, непонятная ситуация: откуда они взялись? В конце прошлого года нам их не давали, объясняя, что вот скоро вступит в действие новый закон, поэтому марки прежнего образца больше не выпускаются. И вдруг в этом году нам дают старые акцизки вместо новых. В то же время украинская водка совершенно спокойно привозится и продается в России. Когда они займут полки, нам будет очень сложно конкурировать. Как видите, мы находимся в неравных условиях.
Кроме прочего, «Родник» будет обращаться в Конституционный суд по поводу запрета на рекламу так называемых зонтичных брендов.
– По мнению Петра Торкановского, запрет на рекламу зонтичных брендов должен пойти только на пользу «Роднику», поскольку комбинат не является федеральной маркой и не может на равных условиях конкурировать с «Флагманом» или компанией «Немироff»…
– Это всё здорово, конечно, но мне не очень понятен механизм: как мы теперь будем рекламировать минеральную воду «Родник»? Надо же различать такие вещи, как зонтичный бренд и вполне самостоятельная торговая марка! Есть «Немироff», есть «Флагман», которые выпускают крайне ограниченную партию воды исключительно для обоснования появления такой рекламы. И есть «Родник», реально выпускающий реальную воду, продажа которой фактически является самостоятельным бизнесом. И как быть в такой ситуации? Я считаю, что новый закон «О рекламе» ущемляет интересы нашего предприятия. Поэтому мы и решили оспорить этот закон в Конституционном суде.
– Это окончательное решение, или у вас еще идут консультации?
– Окончательное. Сейчас это дело находится на стадии отработки иска.
– А с лицензированием вашей деятельности не возникает проблем после принятия нового закона?
– Нет, тут все в порядке. Стоимость лицензии, конечно, увеличилась с 50 тысяч до 3 миллионов рублей, однако для серьезного предприятия это не проблема. Я вообще предлагал сделать лицензию стоимостью миллионов в 200, но с возвратом этих средств при уплате акциза. То есть, если предприятие закупает акцизных марок на 5 миллионов каждый квартал, то вот на эту сумму уменьшать стоимость акциза. Тогда не было бы фирм-однодневок, которые купят лицензию, наштампуют некачественной водки и исчезают.
Еще в проекте закона было предложение министерства сельского хозяйства ввести требование, чтобы на балансе производителя обязательно находились здания. Сейчас компания должна иметь в собственности только оборудование. Поэтому возникают ситуации, когда кто-то арендует помещение, устанавливает в нем совершенно непонятное оборудование, работает два месяца, а потом раз – и смылся.
– Законодатели прислушиваются к вашему мнению?
– На областном уровне – безусловно. Законы, каким-либо образом касающиеся производства и продажи алкогольной продукции, всегда обсуждаются с учетом мнения крупного производителя. Меня приглашают для консультаций и в правительство, и в губернскую думу.
На российском уровне влияние «Родника» тоже растет. Недавно нашими учредителями – «Росспиртпромом» – было инициировано создание Алкогольной ассоциации. В нее вошли все крупнейшие производители алкогольной продукции: «Кристалл», «Союз-Виктан», «Пензаспиртпром» и, конечно, «Родник». Естественно, вместе гораздо проще лоббировать наши интересы. И есть уже первый результат: после переговоров, проведенных Ассоциацией с сотрудниками федерального правительства, Жуков принял решение наконец-то прекратить отгрузку акцизных марок старого образца.
– Александр Владиленович, что бы вы отнесли к победам непосредственно «Родника» за последний год?
– На самом деле, было и будет еще немало хорошего. Мы провели плановую реконструкцию, сейчас готовимся к запуску нового проекта, который стартует уже в этом году: хотим организовать производство слабоалкогольных коктейлей.
– В банках?
– Нет. Только стекло.
– И как это будет называться?
– Пока секрет. Вот запустим широкомасштабную рекламную кампанию, тогда узнаете. А ближе к осени мы собираемся полностью обновить и бренд, и внешний вид нашей основной продукции.
– Если по-честному, качество водки «Родник» и других марок сильно различается?
– Просто так безапелляционно заявлять: «Наша водка – лучше всех!» – некорректно. Поэтому я объясню одну простую техническую деталь. В России очень мало заводов обладают всем циклом производства. Многие современные марки, присутствующие на российском рынке, выпускаются на заводах, где просто стоят водочные производственные линии. Фактически, собственное производство спирта есть только у нас и «Кристалла». У остальных спирт закупается на спиртзаводах.
– Это важно?
– Разумеется! В России больше половины спирта производится на пяти заводах. В Туле, Брянске, Башкирии, Татарстане и у нас. И если спирт закупается, причем – на разных спиртзаводах, то какое там может быть качество водки? Нестабильное, как минимум.
– Интересно, как в вас сочетается спортивный дух и руководство водочным производством?
– В смысле?
– В смысле – водка и здоровый образ жизни как-то не особо сочетаются. Разве вас не заботит здоровье нации?
– Считать, что качественная водка разрушает здоровье нации – одно из самых распространенных заблуждений. Россия – не самая пьющая страна. По официальной статистике, мы находимся на 14 месте. По неофициальной – месте на 6-8. Но в любом случае не в первой тройке. А первая тройка – это вполне развитые, цивилизованные страны. Но в них почему-то нет такой проблемы.
Кстати, если вы посмотрите российскую статистику, то увидите, что потребление водки на протяжение последних 20-30 лет остается практически неизменным. А вот потребление пива возросло почти в 10 раз. Вино тоже теперь пьют гораздо больше.
По большому счету, водка – это один из антидепрессантов. Она снимает нервный стресс. Просто кто-то пьет таблетки, а кто-то – 50 граммов. Как лекарство, расслабляющее после напряженного трудового дня. При этом хорошая водка (при правильном употреблении, естественно) привыкания не вызывает. Алкогольную зависимость вызывают некачественные спиртосодержащие продукты, которых, к сожалению, в России в избытке. Нация спивается от некачественного продукта.
– Как вы считаете, может ли какой-то напиток стать национальным русским напитком, вместо водки?
– Думаю, нет. Конечно, появились джин и виски; выросло по сравнению с советскими временами потребление коньяка, потому что он стал доступнее. Но водку они все равно заменить вряд ли смогут.
– А пиво?
– Ну, пиво… Пиво – это, фактически, альтернатива квасу. Или, скажем, напиток, заменивший минеральную воду.
– Вы сами что пьете?
– Водку.
– Свою, конечно?
– Конечно. (Улыбается.)
– Какой марки?
– «Золотой родник».
– А как вообще отдыхаете?
– На работе. В пятницу вот в 11 часов вечера уехал.
– Супруга ругается, наверно?
– Нет, она всё правильно понимает. Я стараюсь все выходные проводить с семьей. Вот, в воскресенье с дочкой переходили Волгу. Ноги промочили немножко, а так – очень понравилось.
– Экстремальными видами спорта не увлекаетесь? Сноуборд, парашютный спорт?
– Нет. Но в феврале вот был в Гималаях. Летали в Непал, а оттуда – в горы. Поднялся на 5400 – просто было интересно.
– В кислородной маске?
– Нет, просто так.
– Но это же тяжело.
– Тяжело, да. Один мой товарищ в прошлом году не дошел метров 150. Зато в этом году дошел. Правда, через несколько часов после меня, но все-таки дошел, молодец.
– Что бы вы пожелали читателям 63.ru?
– Жить в согласии с самим собой.