Новое руководство АвтоВАЗа постоянно становится ньюсмейкером. То есть даёт журналистам поводы для упоминания завода и фамилий топ-менеджеров на страницах газет, в теле- и радиоэфирах. Рядовые тольяттинцы по-разному реагируют на эту возросшую популярность. Кому-то она льстит, другие вообще перестали обращать на это внимание. А третьи, которые всё-таки обращают, задаются вопросом: каков эффект от регулярного мелькания в СМИ? Перемены на градообразующем предприятии в первую очередь, естественно, заметны тем, кто работал на нём и до 2005 года. В частности, Юрий Целиков – ветеран АвтоВАЗа, генеральный директор, председатель правления Международной Ассоциации дилеров ОАО «АвтоВАЗ». Особенность этого человека заключается в том, что при любом руководстве, он всегда имел свою точку зрения.
– Юрий Кузьмич, можно ли спустя 1 год и 2 месяца подводить итоги работы нового руководства АвтоВАЗа, или ещё рано?
– Вы имеете в виду то руководство, которое пришло после того, как я его называю, «октябрьского переворота» и «декабрьского вооружённого собрания» 22 декабря 2005 года? Конечно, итоги подводить рано, но промежуточную оценку сделали уже не только те, кто работает на ВАЗе, но и те, кто вокруг Волжского автозавода, потому что ВАЗ – это государство в государстве. 120 тысяч человек, работающих на АвтоВАЗе, требуют к себе особого внимания. Когда на завод пришла команда под флагом «РосОборонЭкспорта» («РОЭ»), то основная масса работающих на ВАЗе восприняла эту весть с большой надеждой и энтузиазмом, но год показал, что это, увы и ах, были наши иллюзии.
За прошедший год наш завод так и не рассчитался с государством. Тот самый долг, который образовался во время становления на производство «десятого» семейства, когда завод не платил налоги. (В феврале 2006 года глава Роспрома Борис Алёшин сообщил, что долг АвтоВАЗа государству составляет около двух миллиардов семисот миллионов рублей – примечание автора). Если бы мы не поставили производство «десятого» семейства, то сегодня у завода и «РОЭ» этого бы не было.
Когда стало понятно, какие социальные последствия выявит банкротство ВАЗа, благодаря действиям команды Каданникова было подготовлено постановление правительства о реструктуризации долгов до 2010 года. И вот с приходом «РОЭ» было заявлено о намечающейся передаче в государственную собственность автополигона в Сосновке, в счёт долгов. Передача до сих пор не состоялась. Хотя в сегодняшних условиях передача полигона явилась бы весьма положительным моментом, потому что в нынешней ситуации инвесторы просто боятся работать с ВАЗом, у которого долги.
Второе, что вызывает сегодня отторжение у работников Волжского автозавода – это сплошной туман в перспективе завода. Мы запутались от обещаний нового менеджмента. Чего нам только не обещали: и завод двигателей, и завод по сборке автомобилей, и вот в очередной раз – завод по изготовлению автомобилей на платформе класса «С». Но для реализации задуманного надо хоть чуть-чуть «повариться» в автомобильном производстве. Исполнительный директор по продажам Алексей Криворучко ни разу не был в автоцентре, который является лидером автосервиса. Виктор Николаевич Поляков регулярно его посещал, потому что автоцентр – это лакмусовая бумажка. Эдуард Зернин, исполнительный директор по стратегии и корпоративному развитию АвтоВАЗа, ни разу не был в торговом центре «Жигули». Если и был, то инкогнито.
Эти новые руководители ВАЗа, как говаривал классик Герцен, «страшно далеки они от народа». Узок круг этих менеджеров-революционеров. Вот итоги за год – мы видим, что менеджмент оторвался от реальной жизни. С народом начальство не встречается, мы его видим только по телевизору. Ну, так же руководить просто опасно!
– Как изменилась политика в отношении дилеров после прихода на ВАЗ «РосОборонЭкспорта»?
– Представьте: люди вложили колоссальные деньги в развитие автосервиса, привели всё к фирменному стилю и вдруг им говорят, что квота в период ажиотажного спроса срезается на 30%. Так и произошло в начале 2006 года. Срезается в пользу некоторых фирм, московских и татарских. А теперь, когда спрос почти отсутствует, дилерам предлагают: «Бери, сколько хочешь», и даже заставляют, а некоторым вообще грузят на ответхранение. Это приводит к дезорганизации автомобильного рынка в системе АвтоВАЗа. И вот самое страшное, что сегодня на российском рынке более 120 тысяч непроданных автомобилей Lada, хотя по официальным данным – меньше 100 тысяч. И при этой «затоварке» наши руководители пишут статьи под заголовком «Кризис, которого нет». Кризис начинается уже тогда, когда не продана месячная программа, то есть около 60 тысяч автомобилей.
Ещё один чрезвычайно «больной» вопрос – постоянно меняются названия должностей первых руководителей завода. Это приводит к жутким необоснованным затратам. Мы говорим о бережливом производстве, но в то же время непрерывно меняются доверенности. Люди запутались и не понимают, кто за что отвечает. Из-за изменений должностей и структур мы не имеем на сегодняшний день типового договора с дистрибьютерами, с дилерами. Но он же должен быть утверждён. Типовых договоров нет, и коррупционное поведение чиновников на ВАЗе становится нормой. Чиновникам этот хаос выгоден, потому что в мутной воде легче ловить рыбу. Вот сегодня на Волжском автозаводе чрезвычайно мутная вода.
– А с чем вы связываете столь частые кадровые перестановки?
– С желанием уходить от ответственности за провал, который надвигается достаточно быстро. Потому что когда назначают на новую должность, всё, что было до этого, пропадает. Ну, практически «заметают» следы. И вторая причина перестановок – просто неумение руководить. Раньше подготовка людей для руководства таким «государством» как Волжский автозавод была чёткая и ясная: отдавать автогигант можно было только тем, кто прошёл все ступеньки, а теперь назначают по знакомству. Блатное управление ведёт к катастрофе. Сегодня всё больше людей, которые принимают решения только тогда, когда на документе несколько десятков виз. На ВАЗе есть люди, которые специализируются на собирании виз, и за это им платят деньги. Я сам был в такой ситуации, когда некоторое время ничем не занимался, кроме как собирал несколько дней подписи на документы. Такая ситуация началась ещё при Каданникове, но сейчас расцвела пышным цветом.
Что касается других изменений, связанных с приходом нового руководства завода, то затраты на командировочные расходы выросли в несколько раз. Воровство с территории ВАЗа на определённом этапе уменьшилось, а сегодня каждую неделю задерживают на проходных. Воруют на сумму от одного до трех миллионов рублей. Каждую неделю. Раньше такое крупное воровство было редким случаем.
– Юрий Кузьмич, Вам понятны планы и стратегия руководства АвтоВАЗа?
– Нет, я только по отрывкам публикаций в федеральной прессе составил для себя определённую картину, но эта картина как в калейдоскопе. Чуть-чуть Пронин плечом дёрнет – одна картинка, Есиповский дёрнул – другая, Артяков «встряхнул калейдоскоп» – новая картинка. Это сегодня беда нашего завода, что нет ясных взаимоотношений между коллективом ВАЗа и этим московским руководством. В марте 2006 года «прокукарекали», что будут уголовные дела в отношении бывшего руководства Волжского автозавода. Дел-то нет. Значит всё это враньё?!
ВАЗ работал очень эффективно. В конце 2005 года нас всех премировали: были великолепные показатели, мы же в 2005 году продали автомобилей больше, чем в 2006. Чего же было плохого раньше, никто не поймёт. То есть перехватили собственность. Ну, перехватили – тогда используйте менеджеров. Тот же Николай Личенков (первый вице-президент) – могучий мужик, тот же Павел Скринский (вице-президент по закупкам). А Владимир Кучай (вице-президент по маркетингу, сбыту и техобслуживанию автомобилей)? Ведь поувольняли всех кандидатов наук: вот Рыжков Анатолий Иванович был кандидат наук в «Лада-Сервисе», Алексей Борисоглебский (директор по организации поставок автомобилей, запасных частей и техническому обслуживанию автомобилей) – кандидат наук. Так что же такой цвет автосервиса взяли и «выкинули»? И поставили молодых, которые практически ещё ничего не знают.
– Так какая же цель преследовалась при захвате АвтоВАЗа?
– ВАЗ – это 2% отчислений в федеральный бюджет, это почти 40% городского бюджета и около 30% – областного. Это же курица, несущая золотые яйца. Но тут приближается предвыборная суета. Выборы в Думу, выборы президента РФ. АвтоВАЗ всегда выступал спонсором во всех предвыборных кампаниях. Но при этом Каданников говорил: «Всю политику – за ворота завода». А сегодня опять начинают использовать административный ресурс ВАЗа. Ясно, что «Единая Россия» – это партия чиновников, использующих административный ресурс и самые низменные чувства коррумпированного слоя, потому что коррупционеры «отстёгивают» в «Единую Россию» с удовольствием. Борьба с коррупцией будет только имитацией под флагом «Единой России».
– Вы уже ознакомились с предвыборной программой «Единой России» в Самарскую Губернскую Думу?
– Они такие фантазёры. Обещают, что к 2010 году средняя зарплата будет равна 25 тысячам рублей. За 3 года? За счёт чего же? Значит, они прогнозируют колоссальную инфляцию?! Простой арифметический пример. Я когда-то ездил в троллейбусе за 5 копеек, сегодня проезд стоит 10 рублей. В 200 раз повысился! Пенсия была 130 рублей, значит, сейчас должна быть 26 тысяч рублей. Ну, чего мне голову морочить?
Мне абсолютно ясно, что сегодня происходит смена поколений и нам – ветеранам, пенсионерам – нужно отчётливо понимать, что среди молодой поросли нужно вычленить тех партийцев, которые всё-таки на что-то способны. Я считаю, что надо сегодня выбирать тех, кто имеет соответствующее образование, особенно в экономическом направлении. Тех, кто не боится открыто выражать своё мнение. Коэффициент полезного действия нынешних депутатов Самарской Губернской Думы от Тольятти где-то на уровне паровоза «Феликс Дзержинский» – это низкий КПД. А коэффициент полезного действия у молодых кандидатов в депутаты, думаю, намного выше.