Последняя неделя марта вписала в историю мужского баскетбола губернии красный день календаря – день, когда впервые самарская команда выиграла европейский турнир. Обладателем Кубка вызова ФИБА стал «ЦСК ВВС-Самара», а ее главный тренер Валерий Тихоненко стал вторым российским тренером, который привел команду к победе в Еврокубке (первым, выигравшим три года назад с казанским «Униксом» Евролигу ФИБА, стал Станислав Еремин – примечание автора).
Возможно, и найдутся скептики, которые отметят, что Кубок вызова – четвертый по значимости, и он далеко не Евролига, но это еще не повод недооценивать эту победу. Еще год назад, когда по итогам сезона «ЦСК ВВС-Самара» заняла 11-ое место в российской Суперлиге мало кто предполагал, что меньше, чем через год, на самарском паркете состоится финал Еврокубка. Само участие самарцев в турнире такого уровня казалось фантастикой. Но не для наставника «лётчиков». Для усиления состава необходимы были легионеры, а для команды, завершившей сезон внизу турнирной таблицы, решить эту задачу непросто: иностранцам неинтересно играть в утешительных турнирах, они хотят играть в Еврокубках. Сейчас можно рассуждать на тему: соблаговолили ли звезды к Самаре или просто вмешался Его Величество Случай, но так или иначе, но РФБ предоставила возможность выступить самарскому клубу в европейском турнире. Баскетболисты «ЦСК ВВС-Самара» в долгу не остались и 29 марта 2007 года в домашнем финальном матче с кипрским «Керавносом» завоевали для России первый трофей в сезоне 2006-2007г.г. Один из главных «виновников» этого события – Валерий Тихоненко, и стал гостем 63.ru.
– Насколько помнится, изначально вы ставили задачу выйти из подгруппы…
– Говорят же: «Аппетит приходит во время еды». Так и мы – сначала из подгруппы вышли, а потом и Кубок еще на год в России оставили (в прошлом сезоне этот переходящий трофей выиграл пермский «Урал-Грейт» – примечание автора).
– Теперь уже можно говорить на эту тему. Скажите честно, вы были готовы к тому, что ваша команда может остаться просто финалистом?
– Вопрос задан сегодня, и потому на него проще отвечать. Работа тренера состоит из побед и поражений, и он, в принципе, должен быть психологически готов к любому повороту событий. Но если говорить о том, был ли готов я… (помолчав)… у меня было как-то спокойно внутри, и я был готов к тому, что мы готовы выиграть.
– Это ведь ваша первая победа такого уровня?..
– Не только для меня, но и для всех ребят. Для нашей самой молодой команды этот турнир – первое официальное соревнование такого уровня в спортивной карьере. И психологически игрокам было, конечно, гораздо сложнее, чем кому бы то ни было.
– Но, однако, в финале они уже были более раскрепощенными, чем, например, в полуфинале…
– Да, в матче с «Керавносом» на своей площадке они чувствовали большую уверенность, чем в домашнем полуфинале с «Аполлоном». Хотя та полуфинальная игра была намного сложнее, и они ее выиграли на моральных качествах. С «Керавносом» мы использовали другую схему, и было заметно, что, даже проигрывая по ходу игры, парни психологически могут прибавить в любой момент. Так и получилось, они справились, не позволив сопернику уйти в серьезный отрыв, (как в первом финальном матче на Кипре, так и в первой половине в домашней встрече). Мы уверенно защищались против трехочковых бросков киприотов, и большую часть очков «Керавнос» набирал из-под кольца. В большом перерыве я сказал ребятам: «Все в порядке, полдела мы уже сделали. Теперь нужно просто находить хорошие моменты для бросков». Мы выиграли достаточно уверенно в «плюс восемь» третью десятиминутку, которая стала определяющей и прошла по принципу «кто выигрывает третью четверть – выигрывает матч».
– Какая игра у вас, как у тренера, отняла больше сил?
– Я вспоминаю очень сложную игру на групповом этапе с таллиннским «Тарту» на выезде. С «Аполлоном»…
– Этот финал стал первым не только для игроков, но и для болельщиков, которые были приятно удивлены его оформлением…
– Мы думали о победе как о конечной цели и старались вслух о ней не говорить. Но саму организацию матча с «Керавносом» хотели сделать зрелищной, какой в Самаре не видели. Нам хотелось показать, к чему дальше необходимо стремиться. Ведь с чего-то нужно начинать? На начальном этапе это и был тот минимум, который мы показали в тот вечер. Мы пригласили Сергея Белоголовцева, который разогревал зрителей перед матчем. И оформление Дворца спорта, который в тот вечер не бросался в глаза своей разрухой, тоже создавало особую атмосферу.
– Но зрелищность состоит не только из обертки – фейерверки и украшенный зал – важна «начинка». Соперники по финалу отметили слаженность игры ваших подопечных. Думаю, если команда играет, то зритель пойдет на баскетбол, и будет болеть. Ведь на игру со «Стандартом» через два дня пришло немало болельщиков и пришли они посмотреть на ЦСК ВВС…
– Прошу не забывать, что кубковая игра – это кубковая, она по эмоциональному накалу и психологической нагрузке как «пан или пропал», настолько серьезно отличается от матчей чемпионата. Возможно, и стоит назвать домашнюю игру с «Керавносом» лучшей, но с оговоркой – на сегодняшний день. Именно к 29 марта тренерскому составу удалось подвести команду в оптимальном состоянии. И, конечно, зрители пришли на игру. Так почему бы ее не показать как зрелище: на первое – разогрев во главе с Белоголовцевым, на второе – сама игра, и как десерт – хороший результат.
– К хорошему быстро привыкают…
– Мы должны смотреть дальше.
– Вы считаете, выйти на такой уровень возможно «не в столице»?
– Думаю реально, и к этому мы должны стремиться. Есть много идей, но у нас, как вы говорите «не в столице», это сделать сложно. Для того, чтобы делать это постоянно, должны работать не два человека.
– Победа в финале «Кубка вызова» теоретически может компенсировать невыполнение другой задачи – попадание в плей-офф российской Суперлиги?
– То, что кубок остался в России – это важно. Но получается, что одну половину плана на сезон мы перевыполнили, а другую – совсем наоборот. Но напомню – наша команда очень молодая, (а на создание крепкого коллектива требуется несколько лет) и она показала уже результат. Посмотрите, в этом сезоне нашу основу составляют игроки, выступавшие в Самаре и в прошлом году. И это именно они выиграли «Кубок вызова»! Думаю, что уж в следующем сезоне они смогут решить задачу выхода в плей-офф российской Суперлиги. Тем более теперь мы будем строить команду с прицелом на Кубок Европы.
– Грядут изменения?
– Да, клуб работает, изменения однозначно будут, состав для поставленных задач будет усилен. Кубок ФИБА сильней, чем тот турнир, который мы выиграли, и игроки должны соответствовать его уровню. Из прежнего состава останется ряд игроков, который отвечает требованиям поставленных задач.
Отмечу, что у нас сложился определенный имидж среди клубов российской Суперлиги. Желающие без боязни ехать сюда уже есть. Могу сказать, что ни у кого уже не возникает вопрос «Где эта Самара, что там есть и платят ли там деньги?». Они знают, что у нас есть спортивная база (одна раздевалка чего стоит – можно жить с большим удовольствием), инфраструктура и нет проблем в финансовом плане. Могу сказать, что после игры с ЦСКА в Москве, мне прислал SMS один американец, который играет в российском чемпионате в Перми, он хочет остаться в России, хочет играть и спрашивает, возможно ли сотрудничество.
– После игры с «Керавносом», тренер гостей посетовал, что одной из причин поражения его команды стала травма лидера Кинга, через которого шла вся игра. У нас к числу лидеров, который составляет основную пятерку, относится Никита Шабалкин, права на которого ЦСКА передал «Химкам». Насколько серьезно может повлиять его отсутствие на построении игры?
– Мы не должны быть зависимы от отдельных игроков. Как бы то ни было, спорт подразумевает миграцию игроков, тренеров, и от этого никуда не деться. Как говорят, «Ни один тренер никогда сам не уходит – его ушли», и это нормально. Что касается по игрокам, и, в частности, Шабалкина, то, по моему мнению, это наша заслуга в том, что он поднялся до такого уровня. Но для того, чтобы он шагал наверх, чтобы прогрессировал, ему надо еще отыграть в нашей команде. Всегда интересно прийти в другую команду, но, я считаю, что он еще не подготовлен к командам такого уровня как «Химки» и ЦСКА, которые решают другие, более трудные задачи. Нам Шабалкин интересен, но очень много будет зависеть от того, какое он сам примет решение. Конкретно по этому вопросу сейчас ничего сказать не могу.
– Тот факт, что задача в Суперлиге не выполнена, может раскрепостить игроков в оставшихся матчах чемпионата?
– Он должен напрячь, а не раскрепостить. Он должен вызвать хорошую спортивную злость на то, что мы не сделали, а должны были сделать.