Такой редкий демократический инструмент, как общественные политический центры уже можно занести в Красную книгу, так как данный вид находится на стадии вымирания. А точнее уничтожения, в связи с которым сегодня состоялась пресс-конференция представителей ОПЦ Самары.
В настоящий момент здание опечатано, партии и общественные организации не могут забрать свои вещи, и никому из них до сих пор не пришло официальное уведомление о происходящем. Информаторами служат только «безымянные листовки» без подписи на дверях здания. Казалось, это безвыходная ситуация, но «бездомные» общественники сегодня озвучили предложения по решению этого вопроса.
Как считают организаторы конференции, начало было положено 11 мая в связи с мерами по пресечению гражданской и политической активности накануне Саммита Россия-Евросоюз. Как раз в этот день была блокирована работа Общественно-политического центра, правозащитной организации «В защиту прав избирателей «Голос», ряда других общественных организаций и инициатив.
Председатель правления региональной общественной организации «В защиту прав избирателей «Голос» Людмила Кузьмина рассказала о предпосылках к закрытию ОПЦ: «10 мая ОПЦ посетили мэр Самары Виктор Тархов и его заместитель Дмитрий Азаров. После этого директор Общественно-политического центра Лидия Худяева объявила, что по личному распоряжению мэра города некоторым общественным организациям запрещается пользоваться актовым залом».
С 1992 года общественные организации, не имеющие средств на съём помещения, могли для своих собраний занимать актовый зал по записи бесплатно. Уже 11 мая вход на второй этаж здания ОПЦ был перекрыт, а 14 мая закрыт полностью, по причине нарушения пожарной безопасности. Потом на двери было вывешено объявление, согласно которому в соответствии с решением суда Самарского района работа приостанавливается до 15 августа. Никакого решения предоставлено не было. В настоящий момент на здании вывешен баннер с предложением о продаже.
«Разве мы виновны в нарушении пожарной безопасности? Почему директор этим не занимался? Пожарные приходят к нам каждый год, и именно в этом году, во время саммита наша безопасность вызвала у них тревогу, – продолжает рассказывать Людмила Кузьмина. – По России таких центров осталось не более трех, а ведь именно они и есть залог демократии. Любой гражданин может прийти сюда со своими проблемами и не столкнуться с бюрократией. ОПЦ был создан с целью развития института помощи гражданам. Это лицо нашей демократии. На сегодняшний день он остается единственным центром свободного доступа граждан к вопросам связанным с чиновниками, партиями и СМИ».
Сейчас работа ОПЦ полностью блокирована. Телефоны, справочники, документы и несколько томов библиотеки остались в опечатанных комнатах. Как отмечают активисты, они теперь не могут отчитаться перед государственными службами. «Почему нам никто не отвечает, на какой срок, по какой причине и кем закрыт ОПЦ, – продолжает задавать вопросы Людмила Гавриловна. – Соберите, объявите и объясните, зачем прятаться? Мы понимаем, что это случилось по причине проведения саммита. Но мы не оппозиция. Мы общественность, которая имеет иное мнение. Мы не хотим прекращать работу из-за чьей-то галочки и премии».
Председатель Самарского регионального отделения Демократической партии России Евгений Ларцев видит достойный выход из ситуации: «Причина нарушения пожарной безопасности может быть устранена. Мы сами в течение двух недель сможем устранить все неполадки. И если дело действительно в этом, мы сможем снова приступить к работе. Также можно приступить к работе по передачи ОПЦ в ведение государственного органа и получения определённого статуса. Это могут быть, например, совет общественных и некоммерческих организаций при городской думе. Он сможет решать судьбу, развитие и возможность доступа в Общественно-политический центр».
В настоящий момент поданы жалобы в областную, городскую и районную прокуратуру, уполномоченному по правам человека, главе города Виктору Тархову о нарушении прав общественных организаций с просьбой открыть доступ в ОПЦ и дать правовую оценку происходящему.