Сегодня в городе у экспертов сформировалось мнение, что Николай Уткин не появился на заседании, где решалось, останется он мэром Тольятти или нет, по причине серьезного нервного срыва.
Напомним, что 3 июля коллегия судей решала вопрос – был ли прав нижестоящий суд, сохранив за главой Автограда его полномочия. Прокуратура не хотела мириться с тем, что на нарах находится полновластный чиновник. На заседании постановили – полномочий не лишать, однако, этот вопрос вновь пересмотреть. И направили материалы обратно, нижестоящей инстанции.
По словам адвоката Николая Уткина Светланы Можаровой, сразу после окончания заседания она отправилась в следственный изолятор, пообщаться с подзащитным. Адвокат так и не смогла выяснить, почему Николая Уткина не привезли в суд. В разговоре с обвиняемым она узнала, что Николаю Дмитриевичу предложили присутствовать на процессе виртуально – организовав телемост между казенными домами. Якобы, мэр Тольятти согласился – тем более что он жаловался на здоровье.
Однако по каким-то причинам телемост не состоялся. Корреспондент 63.ru обратился за комментариями в пресс-службу ГуФСИН. Работник этого ведомства Владимир Волков пояснил, что служба исполнения наказаний не имеет права давать информацию по делу Николая Уткина. Однако добавил, что «наша инициатива в работе с подследственными минимальна, все вопросы участия обвиняемого решаются в суде».
И защита, и служба исполнения наказаний уверяют – технических сложностей в организации такой телетрансляции нет. Подающих апелляцию в Верховный суд в основном так и выслушивают – дистанционнно. В облсуде подобная процедура также не в диковинку. В начале 2005 года Фемида рассматривала процесс по бунту в колонии ИК-3. Тогда часть свидетелей из числа заключенных также присутствовали виртуально – в целях безопасности.
Судья Самарского областного суда Лариса Аганина на вопрос об отсутствии Николая Уткина на заседании только развела руками: «Присутствие обвиняемого на кассационной инстанции – его право, но не обязанность. Поэтому к нам должно было поступить письменное заявление о желании участвовать. Либо, если речь идет о телемосте, – ходатайство о его организации. Ни того, ни другого не было».
Тольяттинский политолог Сергей Дьячков в качестве одной из версий все-таки рассматривает возможность технической неисправности. К тому же, по его мнению, и сам Николай Уткин мог неожиданно передумать – по своим личным соображениям. Например, чтобы затянуть процесс или дать почву для обжалования решения. По словам политолога, есть вероятность, что и сторона обвинения не была заинтересована в появлении заключенного под стражу мэра на телеэкране: «Такое дистанционное участие дает больше преимуществ обвиняемому, чем обвинению. На скамье подсудимых психологически гораздо тяжелее – а вот один на один с камерой защищать себя и отстаивать свою точку зрения проще».
Как отметил в интервью корреспонденту 63.ru один из экспертов, пожелавший остаться неизвестным, вокруг Николая Уткина намеренно создается отрицательный информационный фон: «На мой взгляд, в этом заинтересованы определенные люди. Ведь сейчас ведется борьба за пост вице-мэра, пока здесь два игрока – Владимир Иванов и Хетаг Тагаев. Возможно, появится кто-то третий, а может и нет. Возможно, будут пролоббированы интересы одного из двух игроков. Поэтому слухи о том, что телемост не состоялся по причине нервного срыва Николая Уткина, могут быть выгодны определенным силам».