Они готовились к этому дню две недели. Брожения в пролетарской среде волжского автозавода начались еще в середине июля. Недовольные слишком низкими зарплатами рабочие потребовали у руководства повысить минимальную оплату труда до 25 тысяч рублей. А в случае невыполнения их требований, пригрозили начать бессрочную забастовку.
Срок ультиматума истек сегодня. До этого момента руководство ВАЗа утверждало, что на предприятии все спокойно. И если кто-то готовит забастовку, то это – малочисленная группа лиц, преследующая чьи-то политические интересы и «пытающаяся дестабилизировать обстановку на заводе». Все дело в том, что рабочие требуют повысить зарплаты до 25 тысяч, указывая на предвыборные обещания «Единой России». Почти весь топ-менеджмент автогиганта – «единороссы». По мнению рабочих, это обстоятельство и дает им право требовать обещанные во время предвыборной кампании деньги. «Никакой политики, только экономика. Рабочим тяжело содержать свои семьи на ту зарплату, которую они получают. Они плохо живут. Наши требования – совершенно справедливые», – заявляет председатель стачкома Александр Афанасьев.
Рано утром 1 августа сразу в нескольких цехах, в том числе и на главном сборочном конвейере, началась забастовка. Более четырехсот человек вышли на митинг к проходной завода. Всего же, по некоторым данным, в акции приняли участие до 1 000 человек.
Выступления рабочих носили стихийный характер. Профсоюзы в организации протеста до последнего момента не принимали участие. И только после объявления о начале забастовки, уже во время митинга, движение согласился возглавить председатель независимого профсоюза «Единство» Петр Золотарев. Он обещал представлять интересы рабочих на переговорах с руководством предприятия. «Рабочие сами предложили мне представлять их интересы. Я согласился, но пока заводское начальство на контакты с мной не выходило», – говорит г-н Золотарев.
А вот официальный вазовский профсоюз участвовать в забастовке отказался. «Мне жаль, что активисты «Единства» провоцируют народ на забастовку. Они грубо нарушают трудовой кодекс. И ведь активисты-то останутся в стороне, а накажут простых рабочих. Их могут просто уволить. Я думаю, что «Единство» выполняет чей-то заказ, не знаю пока, чей. Но ведь кем-то все это профинансировано», – рассказал корреспонденту 63.ru председатель профкома АвтоВАЗа Николай Карагин. Тем не менее, он пояснил, что профком давно ведет переговоры с руководством ВАЗа. Причем, по словам Николая Карагина, довольно успешно. «Мы не действуем как «Единство», не нагнетаем обстановку, а ведем конструктивные диалог с руководством. Бюджет завода ограничен. У нас нет волшебной палочки, чтобы раз – и повысить зарплату. Но к концу года она вырастет на 15%», – пояснил г-н Карагин.
Впрочем, «нарушали трудовое законодательство» на ВАЗе недолго. Рабочие бастовали лишь до конца первой смены. Несколько раз к митингующим выходили представители администрации завода. Валентин Шендяпин, директор сборочно-кузовного производства, уговаривал рабочих разойтись по своим местам. «Почему вы требуете у завода эти деньги, кто обещал, тот пусть и расплачивается. Мы-то ничего такого не обещали», – обратился к митингующим г-н Шендяпин.
Впрочем, уже к началу второй смены стало ясно: бессрочной забастовки не будет. Рабочие сами приняли решение ограничиться на первое время предупредительной акцией. Программу-минимум, по их словам, они выполнили. «Сегодня мы добились тактической цели. Начальство увидело в нас людей, а не рабочий скот. Они поняли, что мы готовы бороться за свои права. Это было показательное выступление. Начальство готово к переговорам, к конструктивному диалогу с нами. Я считаю, что это важный шаг», – прокомментировал такое решение Александр Афанасьев.
Лидер профсоюза «Единство» считает, что шансов организовать длительную забастовку у рабочих практически не было. Ее бы просто признали незаконной. «Если бы на митинг принесли решение суда, в котором предписывается прекратить забастовку, а такое решение непременно было бы, то мы были бы вынуждены свернуться. Таково российское законодательство – или весь коллектив бастует, или никто».
Уже к четырем часам дня «взбунтовавшиеся» цеха работали в нормальном режиме. Но забастовщики сдаваться пока не намерены. Надеются, что проблему с зарплатой удастся решить в рамках переговорного процесса. Все зависит от того, пойдет ли на диалог руководство предприятия. Пока этот вопрос остается открытым, а потому «призрак забастовки» все еще бродит по АвтоВАЗу.