Ожидавшаяся презентация нового самолета Ан-140-100 не состоялась. Но это не мешает областным чиновникам заявлять: очередной авиасалон стал сверхуспешным для губернии.
Сегодня министр промышленности и энергетики Самарской области Николай Свешников огласил результаты официальной половины авиасалона: «Впервые в истории область была представлена не разбросанной, а коллективной экспозицией в одном зале. Москва отдала такое предпочтение только Самаре, прислав официальное приглашение». Профильный министр и губернатор Самарской области Константин Титов лично побывали на авиасалоне, который открывал президент РФ Владимир Путин.
Экспозиция Самарской области представляла только малую авиацию и занимала весь восьмой павильон площадью 165 квадратных метров, что стоило губернии около трёх миллионов рублей. Всего было представлено девять самолётов от ведущих самарских производителей.
«Что очень важно, – отметил Николай Свешников – день открытия был объявлен днём Самарской губернии». Только после нашей области были представлены остальные машины, произведённые в России и Европе. По словам министра, на авиасалоне были подписаны «серьёзные договоры с другими странами».
«О каких контрактах может идти речь, если наша малая авиация выглядит ничтожной по сравнению с остальными представленными машинами. Подумайте сами, в какое сравнение могут идти наши 350 килограммов с тоннами. И причина такой экспозиции вполне понятна: ожидаемый 14-тонновый Ан-140-100 с новой модификацией не был представлен на авиасалоне, потому что он попросту не готов. Достойна внимания была только летающая лаборатория – это и был основной объект в нашем павильоне. Но вся беда в том, что её двигатель ещё испытывается. Естественно, что до конца испытания никаких договоров в отношении лаборатории не может быть», – рассказал корреспонденту 63.ru заместитель председателя общества «Россия – Украина» Андрей Бондаренко.
Что касается Ан-140-100, то первый такой российский самолёт был выпущен 12 августа 2005 года и был представлен на «МАКС-2005». С тех пор ожидается самолёт №2, и предприятие-изготовитель ОАО «Авиакор-авиационный завод» каждый раз оттягивает его выпуск по различным причинам. Основная проблема, которую признают и эксперты, и министерство, – плохая отработка связей между основным поставщиком комплектующих – Украиной, а конкретней Харьковским государственным авиационным производственным предприятием. Но как выразился Андрей Бондаренко, «это не персональная проблема, а отраслевая».
Однако ранее гендиректор ООО «Авиаресурс-Холдинг» Сергей Лихарев заявил корреспонденту 63.ru: «Мы делаем все, чтобы заявить о некой сформировавшейся концепции на международном авиасалоне «МАКС» в августе этого года». К той же дате планировалось закончить подготовку к созданию совместного российско-украинского конструкторского бюро, которое бы сняло большую часть проблем, возникающих у разработчиков Ан-140. «Вот, пожалуйста, пример – туалет. Вроде бы простая вещь. В изначальной конструкции самолета было предусмотрено, что этот туалет – вакуумный, вытяжной. Это все хорошо работало в Украине, в Иране, где жаркий климат. А когда самолет начал летать в Якутии, выяснилось, что система моментально замерзает. Там – 40-45 градусов. Поэтому потребовалась замена на биотуалет. Вроде простая задача, но, по разным причинам, КБ Антонова ее решало два года. Естественно, можно понять, какое отношение у заказчика было ко всем этим делам. И так далее – спроектировать гардероб, две стенки и палка – заняло три месяца», – разъяснил трудности Сергей Лихарев. Однако времени для подготовки этого проекта не хватило. Николай Свешников сегодня опять говорил о том, что более плотное сотрудничество с Украиной в этой отрасли – еще только предмет предстоящих переговоров.