Еще пару лет назад сотрудники ГИМС, призванные следить за порядком на воде, не предполагали, что им придется точно так же, как и их сухопутным коллегам – инспекторам ГИБДД, чуть ли не каждый день фиксировать воднотранспортные происшествия.
«Участились катания на гидроциклах, – говорит начальник центра ГИМС Егор Сергиевский. – И, к сожалению, эти катания не только приносят радость людям, но и приводят к гибели».
За последние две недели около Самары произошло сразу четыре несчастных случая со смертельным исходом. Первая авария произошла в районе Поляны Фрунзе. Две девушки, катаясь на чужом гидроцикле, на большой скорости переехали резиновую лодку с рыбаками. Один мужчина погиб на месте, второй был отправлен в больницу. Во втором случае пострадали три человека. 14-летний юноша, поздно вечером катаясь в районе острова Зелененький, тоже врезался в резиновую лодку. Погибла женщина, ее муж и зять попали в больницу в тяжелом состоянии. Водители гидроциклов в обоих случаях остались невредимыми. По данным фактам прокуратура возбудила уголовные дела. Кстати, как удалось выяснить, 14-летний гидроциклист оказался сыном одного из известных бизнесменов Самары – директора торгового центра «Пассаж», принадлежащего группе компаний «СОК», г-на Голикова.
И вот последние два случая. Погиб 27-летний самарец, который отмечал на природе годовщину свадьбы с молодой женой. Когда он нырнул в небольшую протоку за раками, по нему проехал быстроходный катер. Ну, и происшествие с двумя катерами на Волге напротив «Ладьи», когда при их столкновении погибли сразу четыре человека. А еще одна молодая девушка попала в больницу.
Всего же с начала года, по данным ГИМС, в результате воднотранспортных происшествий погибли восемь человек. В прошлом году – всего три.
В первую очередь, это связано с погодой – считает заместитель начальника центра ГИМС Вячеслав Ахроменко. Чем теплее и солнечнее лето, тем больше отдыхающих – как на пляжах, так и на лодках и гидроциклах. Соответственно, растет и статистика несчастных случаев. Вторая причина – это недостаточная подготовка водителей судов. Инспекторы жалуются, что качество образования в школах судовождения оставляет желать лучшего. Третье – это безответственность владельцев мощных катеров и гидроциклов. «Владельцам надо подумать, прежде чем давать покататься ребенку или близкому человеку. Так можно стать виновником его гибели», – предостерегает Вячеслав Ахроменко.
Основные нарушения гидроциклистов, по словам сотрудников ГИМС, – езда в темное время суток и передвижение вдоль пляжей. «Гидроциклы сейчас пошли очень мощные, – говорят сотрудники ГИМС, – если раньше их мощность была не более 60 лошадиных сил, то сейчас все 320. Подавляющее большинство владельцев не регистрируют свою технику. Говорят, что им легче раз-другой отдать штраф, чем постоянно платить налоги». Платить пошлину выходит дороже – самый мощный агрегат обойдется владельцу почти в 13 тысяч рублей в год».
При этом установить личность водителя гидроцикла бывает достаточно сложно. Люди катаются в одних плавках, паспорт с собой не берут. В этом случае приходится изымать транспортное средство и везти на штрафстоянку в линейный отдел милиции. Штрафы на воде колеблются от пятисот до полутора тысяч рублей. За управление в нетрезвом виде до двух тысяч или лишение прав до двух лет. Но чтобы наказать нарушителей, нужно сначала их догнать. А это бывает нелегко. Приходится окружать лихачей двумя или тремя катерами. Только в этом случае, чтобы не идти на таран, гидроциклисты останавливаются.
Устав разбирать одинаковые по своей нелепости несчастные случаи, инспекторы приступили к разработке законодательных предложений. Естественно, настаивают на том, чтобы депутаты увеличили штрафы. Потом – запретить управлять гидроциклом с заднего сиденья, через переднего седока. И самое главное – запретить «экстремальное» вождение вблизи пляжей и лодочных стоянок.
Что же касается больших современных катеров, то они, по мнению многих жителей города, должны получить статус настоящих судов, а не маломерных, и двигаться только по фарватеру реки.