Историческая часть губернской столицы почти лишилась ещё одного архитектурного памятника. Сегодня в обед усадьба конца XIX века с уникальной лепкой на центральном фасаде была практически уничтожена неизвестными строителями. Попытка сноса сопровождалась скандалом. На место событий приехала депутат Самарской городской думы Алла Дёмина. Она своей машиной перегородила строительной технике доступ к зданию. Ей попытался помешать некий человек, представившийся заместителем начальника охраны. По словам очевидцев, он был нетрезв: отталкивал от разрушаемого дома депутата и прессу. В процессе сломал штатив съемочной группы телерадиокомпании «Терра».
Вызванный депутатом старший лейтенант милиции ленинского РОВД Александр Карасёв проводил нетрезвого охранника до машины, и, к удивлению присутствующих, отпустил с миром. Алла Дёмина начала протестовать: «Как вы могли отпустить его? Он же пьян, это очевидно! Я буду звонить вашему начальству». Что незамедлительно и сделала. Только после этого в дежурную часть поступило распоряжение задержать автомобиль.
Здание, вокруг которого развернулись события, находится по улице Вилоновской, 44 (пересечение с улицей Садовой). Дом является памятником архитектуры регионального значения и с 1993 года внесен постановлением главы города в соответствующий реестр.
Есть ли у производящих работы разрешительная документация, пока неизвестно. Но прораб Сергей утверждает, что это частная собственность, и заказчиком строительства является компания «Трансгруз». По имеющейся информации, эта же компания несколько лет назад лишила город ещё одного ценного памятника, который был расположен по улице Фрунзе. На месте дома купца Ржанова, известного как «дом с мезонином», сейчас стоит недостроенное здание, совсем не похожее на оригинал.
Кроме Аллы Дёминой на месте происшествия присутствовал заместитель руководителя поволжского управления федерального агентства Росохранкультуры Дмитрий Лакоценин, который назвал действия строителей непозволительными: «Таких памятников в городе остались единицы. Как минимум для того чтобы называть себя собственниками, хотя в данном случае это не существенно, компании нужно получить в министерстве культуры соответствующую документацию. Возможно, их ждёт уголовное наказание. К тому же заказчик будет реконструировать снесенное за свой счёт здание. А это сделать ещё не поздно».
«Очевидно, что эти действия абсолютно незаконны. В чьей бы собственности не был этот памятник архитектуры, его можно только реставрировать. Это варварство, и кто мог дать разрешение на такое, я ума не приложу! Нам не нужны вот такие уроды!» – заявила депутат, указывая на здание, строящееся напротив.
Присутствующая там же начальник отдела архитектуры Ленинского района Эльвира Мальцева от комментариев воздержалась, сославшись на то, что еще не изучила все соответствующие документы.
Заместитель главы Ленинского района Владимир Синельников пообещал решить этот вопрос лично. Перво-наперво пообещал обеспечить охрану здания от дальнейших попыток разрушения. А представитель Росохранкультуры сегодня же выдаст предписание о приостановлении любых действий на территории усадьбы. Кроме того, на месте происшествия был составлен рапорт об обнаружении признаков преступления.
По только что поступившей информации от Аллы Дёминой, фирма-застройщик до сих пор не предоставила документов: «Я связалась с руководителем департамента управления имуществом Виктором Абрамовым. Он сообщил, что в марте прошлого года эта усадьба была незаконно приватизирована. Но сейчас она находится в списке зданий, сделки в отношении которых будут оспариваться в суде».
Также депутат отметила, что даже если это не был памятник архитектуры, то на снос или строительство нужна разрешительная документация: «Сейчас о такой ничего не известно. Кроме этого, если бы эти действия были легальны, то перед сносом строители должны возвести забор и повесить информирующий транспарант. Прораб сообщил мне, что на этом месте должно быть построено тридцатиэтажное здание. Это абсурд, так как по проекту генплана здесь запрещено строить здание выше шести этажей. На любые изменения этих указаний застройщик должен получить специальное согласование. Уже точно можно сказать, этого не было сделано».