История с увольнением руководителей самарских школ получила свое продолжение. Теперь уже на федеральном уровне. На сторону уволенных директоров встали не только местные «единороссы», но и Министерство образования и науки России – в лице главного российского педагога Андрея Фурсенко. Напомним, что в канун нового учебного года своих рабочих мест лишились директоры сразу четырнадцати общеобразовательных учреждений.
Трудовой конфликт сразу же приобрел политический окрас, а некоторые наблюдатели расценили ситуацию как один из элементов предвыборной борьбы двух россий – «Единой» и «Справедливой». Региональный координатор «Ассоциации в защиту прав избирателей «Голос» Людмила Кузьмина считает, что «битва» разгорелась не столько за сами школы, сколько за контроль над избирательными комиссиями, которые в этих школах скоро расположатся. Правозащитница уверена, что предстоящие федеральные выборы стали причиной внеплановой ротации. «Городская администрация, в которой почти все основные фигуры состоят в местном отделении «Справедливой России», расставляет своих людей. Директоры школ, да и вообще педагоги, всегда были разменной монетой в политической борьбе. Скоро выборы, а, как мы знаем, большинство избирательных участков находятся в учебных учреждениях, и они всегда были яблоком раздора между городской и областной администрациями, что при Лиманском, что при Тархове, что при Титове. На учителей всегда оказывали давление во время выборов».
Тем временем за уволенных директоров вступилось региональное отделение «Единой России». А депутат Госдумы Виктор Казаков призвал федеральные органы власти обратить внимание и принять соответствующие меры. По его мнению, директоры уволены несправедливо, и они должны снова вернуться к работе. Сами же обиженные педагоги в поисках справедливости отправились в Москву. По словам директора самарской школы №100 Юлии Мартьяновой, они уже встречались с депутатами Государственной думы. Те обещали разобраться. Также госпожа Мартьянова рассказала, что в федеральном министерстве образования уже признали действия самарской администрации незаконными. «Об увольнении меня предупредили за пять дней, да, к тому же, еще в начале учебного года. Где я сейчас работу найду? Чем я не устроила департамент образования, не понимаю. Уволили без объяснения причин. Я не думаю, что у них могли быть ко мне какие-нибудь претензии – школа на подъеме, мы 68 призовых мест заняли на различных олимпиадах, да и успеваемость у нас не хуже, чем в других школах».
В областном Министерстве образования поясняют, в чем именно городские власти допустили ошибку. «Дело в том, что есть соглашение, подписанное Тарховым и Путько, согласно которому все назначения и увольнения директоров должны быть согласованы с Министерством образования Самарской области. В данном случае нас никто в известность о готовящихся увольнениях не ставил. Все уволенные директоры на хорошем счету, их школы – тоже, поэтому действия городских властей объяснить вообще сложно. В любом случае, в этом деле разберется суд, соответствующее обращение уже направлено в прокуратуру», – объяснил корреспонденту 63.ru пресс-секретарь министерства Александр Казаков.
В самарском департаменте образования уверены, что процедура увольнения полностью соответствовала трудовому законодательству, и ни один закон нарушен не был. И даже если дело дойдет до суда, в своей победе чиновники не сомневаются. «У нас уже был прецедент в суде, когда один из директоров подал на нас в суд за то, что якобы мы не имели права его увольнять. Но, по закону, работодателем является городская администрация Самары, а, следовательно, департамент образования вправе расторгать договор в одностороннем порядке. Кстати, суд тогда оказался на нашей стороне», – разъясняет ситуацию руководитель департамента образования городского округа Самары Александр Каймаков.
По словам г-на Каймакова, все обвинения в необоснованности увольнений не соответствуют действительности. На самом деле в городской администрации таким образом решили избавиться от балласта, чтобы показатели не портили. «В Самаре среднее образование находится на очень высоком уровне. По показателям оно одно из лучших в России: по золотым медалям, по общей успеваемости, по национальным проектам, и это, в первую очередь, заслуга руководителей тех школ. Но есть и обратная сторона медали. Например в той же 43-й школе пятая часть выпускников получила двойки на ЕГЭ по математике, в 16-й школе двойки по математике получил каждый третий. «Во всех этих школах низкая успеваемость, изношенная материально-техническая база, дефицит педагогов. В 43-й школе перед началом учебного года уволилась вся администрация, и почти сто учеников перевелись в другие учебные заведения. Почему мы должны держать директора, который ни учеников, ни их родителей не уважает. Я еще раз повторяю, что эти увольнения не в интересах департамента, не в интересах каких-то там политических партий, а в интересах прежде всего самих учащихся», – говорит Александр Каймаков.
В городской администрации опровергают домыслы, что увольнения как-то связаны с политикой, и уж тем более – с политическими предпочтениями самих директоров. «Если говорить о политической подоплеке, она здесь отсутствует полностью. Причина расторжения контракта с рядом руководителей – их глубоко пенсионный возраст и устойчивое снижение качества образовательных услуг, оказываемых в этих школах. Из директоров школ, которые принимают участие в проекте «Достойные граждане великой страны», не уволен ни один. Та информация, которая подается сейчас в СМИ, – ложь», – заявил первый заместитель главы городского округа Самара Сергей Арсентьев.
«В соответствии с законодательством, городская администрация имеет полное право на увольнение директоров. Директоры школ заключают контракты с муниципалитетом и подчиняются ему, поэтому городские власти могут с полным правом данные контракты расторгнуть», – пояснил г-н Арсентьев.
Чем закончится конфликт с увольнением директоров школ, сказать пока трудно. Если чиновники не договорятся между собой полюбовно, то, скорее всего, разбираться, кто из них прав, а кто виноват, будет суд.