Пароходство готово возместить ущерб, нанесенный окружающей среде во время шторма в Керченском проливе, но только в ограниченном объеме. Об этом сегодня заявили адвокаты «Волготанкера» на предварительном слушании дела в Самарском арбитражном суде. Суд согласился с этим предложением и перенес слушания в Санкт-Петербург, где будет создан так называемый фонд ограничения ответственности, который станет гарантией того, что требования истцов будут удовлетворены.
Юристы «Волготанкера» сослались на международную конвенцию «О гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью» 1969 года, участником которой является и Россия. Согласно этому документу, судовладелец имеет право возмещать ущерб, нанесенный его судами, в ограниченном объеме – в зависимости от водоизмещения танкера.
Схема, предложенная адвокатами пароходства, выглядит следующим образом. Создается фонд ограничения ответственности, который гарантирует истцам удовлетворение их прошений, но только в ограниченном объеме, который определяется отдельно. Деньги в него вносит ответчик (в данном случае – страховая компания, так как «Волготанкер» – банкрот – и таких средств у него нет). Далее средства из этого фонда распределяются между истцами пропорционально суммам их обоснованных исковых требований.
Сумму сверх той, что предусмотрена в фонде, выплатит другой фонд – международный. Средства в него поступают от потребителей нефти в разных странах мира.
Суд согласился с адвокатами, и теперь фонд будет создан. Для «Волготанкера» это, несомненно, хорошая новость. Согласно вышеупомянутой конвенции, теперь ни одно судно пароходства не сможет быть арестовано по требованию истцов. Однако пока это касается лишь претензий Росприроднадзора. Кроме того, все суда «Волготанкера» и так уже арестованы, но по другому делу – 4 марта Высший арбитражный суд РФ признал пароходство банкротом.
Напомним, Росприроднадзор потребовал от «Волготанкера» шесть миллиардов 48 миллионов рублей – именно во столько был оценен ущерб, нанесенный экологии во время шторма в Керченском проливе. Тогда затонуло четыре судна, еще шесть сели на мель. Пароходство с этими требованиями не согласно. Представляющий интересы «Волготанкера» по этому делу адвокат Тимофей Алешкин, пояснил 63.ru позицию ответчика: «Сотрудники Росприроднадзора использовали количество разлитой нефти, умножили на специальные коэффициенты и получили такую сумму. Мы же считаем, что должен взыскиваться только реальный ущерб». Однако, по словам адвоката, российский суд в подобных делах чаще становится на позицию Росприроднадзора. Ведь для того, чтобы оценить реальный ущерб, необходимо привлекать независимых экспертов и затрачивать дополнительные средства.
Оценить реальный ущерб от катастрофы действительно сложно. По мнению экологов, для того, чтобы море в этом районе полностью очистилось, должно пройти не меньше 10 лет. А пока природа восстанавливается от этого удара, судебные тяжбы продолжаются.
Пока точно не известно, каким будет решение арбитражного суда. Юристы прогнозируют, что, скорее всего, пароходству придется ответить, но в ограниченном объеме. «Суд взыщет компенсацию, если «Волготанкер» не докажет, что вред возник вследствие непреодолимой силы, то есть исключительно из-за непрогнозируемой природной катастрофы», – утверждает руководитель «Юридического бюро М. Плеханова» Михаил Плеханов.
Фото: Фото с сайта Delovaya.com