Город Рашид Бадалов, прокурор Самары: «Проверки наши были достаточно емкими и скрупулезными»

Рашид Бадалов, прокурор Самары: «Проверки наши были достаточно емкими и скрупулезными»

" src=

Сейчас прокуратура города проводит проверку исполнения законодательства муниципальными служащими. В данный момент надзорный орган потребовал освобождения от занимаемых должностей семерых чиновников. Однако проверка еще не закончена. Ее результаты будут известны в ближайшее время.

Хотелось бы узнать – это первая проверка такого рода или они происходили и раньше?

– Действительно, в настоящее время прокуратурой города Самары проводится проверка исполнения законодательства о муниципальной службе. Она проводится впервые – по указанию прокурора области. В настоящее время она далеко не завершена – сейчас проведена только первая ее половина. Налоговые органы предоставляли нам данные. Именно на основании информации, полученной от налоговиков, мы проводим эту проверку. В тех сведениях, которые они передали нам, имеются данные о том, что некоторые сотрудники городской администрации, находясь на муниципальной службе, состояли в различных коммерческих структурах в качестве учредителей, соучредителей, а в некоторых случаях были даже единоличными владельцами.

Как известно, есть Федеральный закон «О муниципальной службе», в котором говорится о том, что чиновник, перед тем как получить должность, предоставляет сведения за год, предшествующий поступлению на службу: об имуществе, об обязательствах имущественного характера и иные документы, предусмотренные федеральными законами, указом президента Российской Федерации и постановлениями правительства. Также в законодательстве оговорены сроки – муниципальный служащий ежегодно не позднее 30 апреля обязан предоставить нанимателю сведения о доходах. Как показала наша проверка, не все чиновники строго следуют букве и духу закона – нами были выявлены нарушения.

И сколько же нарушителей сейчас работает в администрации?

– Из налоговых органов нам поступили сведения на 51 лицо. 46 из них работает в мэрии и департаментах городского округа Самара, пять человек – в администрациях районов города. Проверив массив информации, поступившей к нам, мы установили, что 14 человек нарушили законодательство. В связи с этим я направил представление в адрес мэра Самары и отдельных руководителей департаментов с требованием освободить некоторых из них от должностных обязанностей. То есть, грубо говоря, расторгнуть с ними трудовой договор. Такое требование было выдвинуто в адрес семерых человек, а в отношении оставшихся семерых сотрудников работодатель имеет право принять не такие строгие меры – он может ограничиться выговором, строгим выговором и так далее.

Для чего нужна эта проверка?

– Необходимость такой проверки обусловлена тем, что человек, находящийся на муниципальной, да и на государственной службе тоже, продолжает заниматься бизнесом. Он остается учредителем, соучредителем или владельцем какой-нибудь коммерческой структуры. В таком случае он, безусловно, будет лоббировать интересы той организации, выходцем из которой он является – они, естественно, ему ближе. Мы полагаем, что это является благодатной почвой для коррупции. Все ведь помнят знаменитые слова Грибоедова: «Ну как не порадеть родному человечку?»

Мы твердо убеждены, что капитал и власть должны быть разделены. Это справедливо и правильно. Если кто-то хочет проявить себя в служении народу и для этого идет во власть, он должен знать, что на него закон накладывает определенные ограничения и запреты. И с этим необходимо считаться. Если же ты хочешь заниматься бизнесом – пожалуйста, но занимайся только им. А если хочешь служить народу, то есть определенные механизмы перехода из бизнеса во власть – это приостановка своего участия в деятельности структуры, передача в доверительное управление. Многие успешные руководители так и делают.

В настоящее время проводится вторая часть проверки. Она будет завершена к 21 марта.

Рашид Аррахманович, сколько еще человек могут быть в результате привлечены к ответственности?

– Примерно еще полсотни, если не больше. Результаты, по всей вероятности, будут уже к концу недели. К этому времени я приму решение, в какой форму буду требовать соблюдения закона – либо в форме увольнения, либо можно будет ограничиться более мягкими мерами.

Возможно ли, что семеро сотрудников, в отношении которых вы направили в мэрию предписание об увольнении, смогут сохранить свои посты? Например, выяснится, что они являются учредителями некоммерческих организаций и не получают прибыли или уже вышли из состава учредителей?

– Я смогу что-либо сказать на эту тему только тогда, когда они мне официально ответят. Представление я направил 11 марта этого года. Наши проверки были достаточно емкими и скрупулезными, поэтому говорить о том, что мы прошли мимо тех документов, в которых говорится, что эти люди вышли из состава учредителей или их организации коммерческими не являются, нельзя.

Как я уже говорил ранее, мы проверили более 50 человек, и только в отношении 14 из них было направлено предписание. Остальные, действительно, оказались учредителями общественных и некоммерческих организаций. Но, повторюсь, сначала мы должны дождаться ответа из администрации. Остальные действия будут зависеть от того, насколько мэрия будет честна с нами.

Некоторые эксперты считают, что такие проверки проходят только в тех городах, где есть конфликт местной власти и губернской.

– Проверка не инициирована областными властями. Я знаю, что прокуратура области также проверяла исполнение законодательства служащими в администрации области, там тоже были выявлены нарушения. Помните, была информация по руководителю департамента туризма товарищу Антимонову. Мы выявили ряд нарушений, указали на них и потребовали их устранения, что и было немедленно сделано. Такая работа теперь будет проводиться постоянно и повсеместно.

При новом мэре пришла новая волна управленцев. Мы просто требуем, чтобы они жили в соответствии с Федеральным законом «О муниципальных служащих», вот и все.

Борьба с коррупцией является одним из приоритетов в деятельности прокуратуры?

– Да. Думаю, основным вектором приложения сил нового президента будет наведение порядка и борьба с коррупцией, мешающей развитию страны. Это и мое видение, и Генеральная прокуратура нас ориентирует в этом направлении.

Прокуратура призвана координировать действия всех органов в войне с коррупцией. Нужно, чтобы борьба эта стала наступательной и более эффективной.

Какие направления деятельности прокуратуры, кроме борьбы с коррупцией, в данный момент являются приоритетными в России вообще и в Самаре в частности?

– По линии общего надзора наша задача заключается в том, чтобы в дальнейшем развитии национальных проектов в области здравоохранения, доступного жилья не было преград. Мы прилагаем все усилия, чтобы при движении в этом направлении не было никаких сдерживающих факторов. Эти проекты на самом деле замечательные. Ведь они призваны улучшить благосостояние людей.

Мы проверяем целевое использование бюджетных средств. Деньги выделяются огромные – и в области здравоохранения, и в области образования, и на строительство. Поэтому мы проводим проверки. Когда есть какие-то нарушения, мы на них соответственным образом реагируем и наказываем виновных.

Из этого следует, что основным тормозом в развитии страны является опять же коррупция.

– Безусловно. Когда чиновник, от решения которого что-то зависит, вместо того, чтобы дать зеленый свет реализации национального проекта, начинает тормозить его, проект начинает буксовать. Когда чиновник думает о своем собственном интересе, а не об интересах общества, – это настораживает и наводит на определенного рода размышления.

На днях состоялось совещание, посвященное проблеме уборки мусора в городе. Вы также принимали в нем участие. Хотелось бы узнать, предпринимает ли прокуратура какие-то меры для того, чтобы в городе стало чище – в прямом смысле этого слова?

– Да, прокуратура неустанно работает в этом направлении. Районные прокуратуры регулярно проводят совместные рейды с органами санэпидемнадзора. К сожалению, наши представители вынуждены ездить по помойкам. И в том случае, если территория не убирается или после уборки остались отходы, составляется акт осмотра. Его подписывает представитель санэпидемнадзора – прокуратура такими полномочиями не обладает, она лишь составляет протокол о правонарушении. Эти документы потом рассматриваются руководством санэпидемнадзора.

17 марта я провел совещание с участием руководителя самарского санэпидемнадзора Сергеевой и ее сотрудниками. Также я приглашал всех районных прокуроров. Мы наметили план действий и проверок по всему городу. Организации, ответственные за уборку вверенной им территории, будем привлекать к ответственности, наказывать их рублем, потому что положение, которое сложилось в городе, крайне нетерпимое.

Также я принял участие в совещании 18 марта в мэрии по приглашению первого заместителя главы города Дмитрия Азарова. В этом совещании принимали участие представители областных властей, в том числе министр природных ресурсов Федоров. Это было первое подобное мероприятие, на котором предлагалось выработать план действий по оздоровлению ситуации на наших улицах и в наших дворах.

Было принято решение, что такая комиссия будет собираться минимум раз в квартал. И результаты ее работы должны быть не мифическими и не виртуальными.

О чем конкретно говорилось там?

– На этом совещании я заслушал доклад одного из заместителей руководителя департамента экологии и благоустройства некоего Гришина. Его доклад мне крайне не понравился, потому что там не говорилось ни о конкретных сроках, ни об источниках финансирования. Это был доклад в стиле 70-х годов – всякие «уширшить», «улучшить», «углУбить» и тому подобное. На этом совещании я призвал всех подойти к разговору предметно. Я указал на то, что прокуратура будет следить за решением этого вопроса очень пристально. Ведь мы тоже являемся жителями этого города, а он находится в крайне запущенном состоянии.

Понятно, что был снегопад и были определенные проблемы с уборкой снега. Но сейчас почти уже заканчивается март, а на дворе все такая же неприглядная картина.

В отношении кого будут приниматься меры? Это будут простые граждане или юридические лица?

– В первую очередь обратим внимание на различные торговые центры, магазины, киоски и просто предприятия различных форм собственности. Многие из них выбрасывают свои предметы потребления – пустые коробки, упаковку и все в этом роде – на улицу. Причем совершенно безнаказанно. Они не удосуживаются довезти этот мусор до контейнерной площадки. Сейчас мы серьезно взялись за решение этой проблемы, потому что поступает огромное количество жалоб от людей.

К сожалению, проведенные мероприятия по выбору управляющих компаний плодов не дали. Я, например, ни в одном районе не вижу, что они заработали. Просто один сборщик денег сменил другого, но ситуация во дворах и на улицах лучше не стала. Вывозчик контейнеров кивает на организации, выбрасывающие мусор, – они, по его словам, не могут забросить мусор в контейнер. А предприятия говорят: «Я пришел, а контейнер полный. Я же мусор обратно не понесу. Вот я его и положил рядом». И вот так они кивают друг на друга.

В последнее время мы часто слышим о делах против экстремизма. Это и закрытие сайта «Ислам как он есть», и другие подобного рода. Как вы считаете, с чем связано наличие экстремистских настроений в обществе?

– Борьба с экстремизмом в данный момент является одним из приоритетов в деятельности прокуратуры. Если раньше тот же самый экстремизм был более агрессивным, натурально-прикладным – могли, например, избить за то, что у тебя другой цвет кожи или одеваешься не так, – то в настоящее время этот процесс обрел более тонкие, изощренные формы. Это идет через пропаганду на телевидении, другие средства массовой информации, через различные лозунги. Вы прекрасно знаете, что иногда на стадионах творятся безобразия – выходят чернокожие спортсмены и кто-то выкрикивает лозунги вроде «убирайся в свою страну» и так далее.

Поэтому генеральная прокуратура ставит перед нами задачи, чтобы мы неустанно работали в этом направлении. Ведь подобные проявления расшатывают устои государства. Это неприемлемо для демократической цивилизованной страны. Поведение экстремистского толка, признание верховенства одного цвета кожи над другим, одного вероисповедания над другим, особенно когда все это сопровождается насилием или угрозой его применения, очень опасно для государства.

Одно из последних подобных дел – журнал «Хорс». Расскажите, что там было на самом деле?

– Вы знаете, что с сентября прошлого года следствие отделено от прокуратуры. Но в тот момент, когда они еще не были разделены, я возбудил уголовное дело, которое расследовали мои следователи. Когда они перешли в следственный комитет, расследование закончилось – успешно. Мы направили дело в суд и был вынесен обвинительный приговор.

Я обращался в суд с заявлением в интересах Российской Федерации. Я требовал признания статей в журнале «Хорс» экстремистским информационным материалом, запрета его издания и распространения.

В судебном заседании участвовал мой заместитель Панюшкин. Суд руководствовался статьей номер один закона Российской Федерации «О противодействии экстремистской деятельности» номер №114 от 25.07.2002 года.

Суд установил, что в 2005 году Саломатин осуществил подбор материалов экстремистской направленности, то есть содержащих идеи нетерпимости в отношении христианства, иудаизма, ислама. Также эта идеология направлена против всех евреев этнической группы, независимо от их вероисповедания, и против татар как национальной группы. И суд решил признать экстремистскими информационные материалы, содержащиеся в славянском языческом альманахе «Хорс» 2005 года выпуск номер один, а также славянских языческих обозрениях «Хорс» 2006 года, выпуски номер два и три и запретил их издание и распространение. Суд также решил конфисковать выпуски этого альманаха. Деятельность этого журнала признана незаконной, потому что он пропагандирует такие безобразные идеи.

Саломатин, с целью распространения идей нетерпимости, продавал альманах на книжном рынке города Самары на Антонова-Овсеенко по цене 70 рублей за экземпляр. А через посредничество своего знакомого Шахова он распространял журнал на книжном рынке торгового комплекса «Олимпийский» в Москве по 100 рублей за экземпляр. Всего Саломатин распространил 785 экземпляров.

Настроены ли сами граждане на борьбу с проявлениями экстремизма?

– Я считаю, что по мере развития общества повышается и культура поведения человека, и культура в обществе в целом. Исходя из этого, мы видим, что многим людям проявления экстремистского характера не очень нравятся. Естественно, есть сознательные граждане, которые обращаются с заявлениями. В некоторых случаях реагируют непосредственно работники милиции. Обращения мы никогда не оставляем без внимания и всегда реагируем на подобные вещи.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления