Город Монополия на смерть?

Монополия на смерть?

Городские власти собираются навести порядок на рынке ритуальных услуг. Глава Самары Виктор Тархов поручил депутату гордумы, директору МП «Спецкомбинат ритуальных услуг» Александру Шатохину заняться разработкой ряда законодательных инициатив. По замыслу ин

" src=

Городские власти собираются навести порядок на рынке ритуальных услуг. Глава Самары Виктор Тархов поручил депутату гордумы, директору МП «Спецкомбинат ритуальных услуг» Александру Шатохину заняться разработкой ряда законодательных инициатив. По замыслу инициативы должны ограничить деятельность коммерческих ритуальных фирм, которых сегодня называют чуть ли не главными виновниками существующих проблем на рынке. Эксперты согласны с тем, что контроль за частниками должен быть ужесточен. Однако опасаются, что чрезмерное давление на них в итоге приведет лишь к очередному повышению цен на услуги.

Инициаторы ограничения деятельности частных ритуальных контор ссылаются на опыт других городов. Скажем, в Москве главным игроком на рынке ритуальных услуг является государственное унитарное предприятие, которому после выхода новой редакции Закона «О погребении и похоронном деле» были переданы серьезные полномочия, сразу выдвинувшие ГУП в лидеры рынка.

По неофициальным данным, в Самаре таким предприятием после принятия ряда законодательных актов может стать МП «Спецкомбинат ритуальных услуг». В городе существует около 80 фирм, занимающихся предоставлением услуг по захоронению, продаже различной атрибутики, отпеванию и так далее. Муниципальное предприятие пока занимает меньше трети рынка, однако сразу после введения поправок может стать монополистом.

Понятно, что такая ситуация не может устроить отдельные коммерческие фирмы. «Если «Спецкомбинат» получит монополию, то цены на ритуальные услуги вырастут мгновенно. Конкуренция в нашей сфере необходима – у людей должен быть выбор. И я считаю, что инициативы по ограничению деятельности коммерческих фирм на практике реализовать достаточно трудно. Хотя не исключен вариант, что на нас будут воздействовать и с помощью других методов. В Самаре развиваться нашему бизнесу муниципалитет пока не мешает. Но, по моим данным, в Тольятти «Спецкомбинат» ведет не совсем честную игру. Его политика такова: если клиенты обращаются в муниципальное предприятие, то место на кладбище стоит 1500 рублей. А если в частную компанию, то в два раза дороже. Объясняется все просто: кладбища находятся в ведении МП», – говорит генеральный директор ООО «Завет» Ольга Глубокова.

В городе сейчас, по мнению многих экспертов, наблюдается рост ликвидности ритуального бизнеса. И важно именно сейчас занять лидирующие позиции на рынке. Директора коммерческих фирм в один голос утверждают, что главная причина разработки законодательных инициатив – низкая эффективность деятельности самого МП «Спецкомбинат ритуальных услуг», его неконкурентоспособность.

Если раньше муниципальные предприятия тяжким бременем лежали на плечах администрации города, то по сравнению с 2006 годом общие доходы всех муниципальных предприятий в прошлом году возросли на 16%. То есть предприятия перешли из категории убыточных в категорию прибыльных.

Муниципальные предприятия, работающие на рынке ритуальных услуг, – не исключение. «Наше МП вполне рентабельно, хотя конкуренция серьезная. Мы пытаемся работать гибко. Понимаем, что если будем выдавать некачественный продукт, клиентов у нас не останется. Стоимость наших услуг дешевле, чем в коммерческих фирмах, хотя никаких дотаций из городского бюджета мы не получаем. Что касается предложений по ограничению деятельности частников, то я пока не могу представить, каким образом это можно сделать. А вот обязательное лицензирование предприятий, работающих в этой сфере, ввести необходимо. Сегодня такой законодательной практики нет», – говорит генеральный директор муниципального предприятия «Ритуал» Татьяна Кузнецова.

С мнением госпожи Кузнецовой согласен и директор частного ритуального бюро «Свет» Дмитрий Колесников. По его словам, снижение уровня качества услуг связано с появлением на рынке большого количества неаттестованных ритуальных агентов. «После того как в 2002 году в России был принят Закон «Об отмене лицензирования на предоставление населению ритуальных услуг», количество ритуальных фирм и похоронных бюро по всей стране стало резко увеличиваться. С тех пор как у нас отменили лицензирование, в России появилось два вида ритуальных фирм: государственные специализированные и все остальные. А теперь, получается, что государственные предприятия пытаются получить преимущество на рынке», – говорит господин Колесников.

Директор МП «Спецкомбинат ритуальных услуг» обвинения в недобросовестной конкуренции отвергает. По его словам, порядок на рынке муниципалитета нужно навести по другой причине. «Я бы охарактеризовал работу многих частных контор «социальной наглостью»: они пользуются плохим состоянием родственников, выставляют просто нереальные счета за свои услуги. Подчас у постели умершего находятся сразу несколько агентов из разных фирм, а информация о смерти коммерческими ритуальными конторами покупается у сотрудников органов внутренних дел и учреждений здравоохранения. Большинство таких фирм находятся в жилых домах города. Во дворе играют дети, а в нескольких метрах от них непонятные люди выносят из подъездов гробы, венки, ленты, прочую атрибутику. Рядом с домом стоят катафалки, в помещениях не соблюдаются элементарные правила санитарии», – сетует Александр Шатохин.

Депутат гордумы заверил корреспондента 63.ru, что наведение порядка в сфере к повышению цен на ритуальные услуги не приведет. «Конкурентоспособность частных фирм мы ограничивать не собираемся. Наше муниципальное предприятие сегодня вполне успешно работает: у нас цены в два раза ниже, чем в коммерческих конторах, а качество услуг выше», – говорит господин Шатохин.

У директора «Спецкомбината» есть примерно полгода на то, чтобы разработать и представить на утверждение в городскую администрацию и думу законодательные инициативы. Депутат Татьяна Братчикова готова поддержать инициативы коллеги. Правда при одном условии: если стоимость на ритуальные услуги не вырастет. «Могучая монополия – та монополия, которая внутри себя создаст конкуренцию и будет в состоянии предоставить хорошее качество обслуживания, осуществлять контроль за деятельностью своих сотрудников, регулировать цены и ориентироваться на платежеспособность населения. А если появятся перегибы в деятельности предприятия, то антимонопольный орган их исправит», – считает Татьяна Братчикова.

По ее словам, муниципалитет действительно вправе ограничить деятельность коммерческих предприятий. Уже ставший притчей во языцех 131-й Федеральный закон «Об общих принципах реализации местного самоуправления» сделать это позволяет.

Фото: Фото с сайта Ogoniok.com
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
6
ТОП 5
Мнение
«Украла у меня 107 часов»: как корреспондент чуть не утонул в игре Baldur’s Gate 3
Кирилл Митин
Корреспондент
Мнение
«Государство тратит на нефтяников триллионы». Эксперт жестко ответил ФАС из-за спора о цене бензина
Анонимное мнение
Мнение
Очередная новогодняя солянка? Какими получились «Елки-11» с турецкой звездой и «уральским пельменем»
Дарья Костомина
Редактор раздела «Культура»
Мнение
«Вырубят лес, чтобы впихнуть очередное гетто из 17 человейников»: что происходит на Сухой Самарке?
Анонимное мнение
Мнение
«Уровень детского сада»: репетитор по русскому языку оценила закон о тестировании детей мигрантов
Елена Ракова
жительница Кургана
Рекомендуем
Объявления