Про растаманов, хиппи, металлистов, панков и рэперов что-то новое сказать сложно. Система ценностей этих культур проверена не одним поколением. Первые представители уже давно воспитывают внуков и правнуков. Однако о новых молодежных течениях, которые появились в Самаре относительно недавно, «простым смертным» известно очень мало. Обыватели привыкли «чесать их всех под одну гребенку».
В Самаре представлены, пожалуй, почти все существующие в России молодежные субкультуры. Однако сами представители этих субкультур в большинстве своем смотрят на ситуацию скептически: на 90% любое молодежное течение в нашем городе состоит не из истинных почитателей его ценностей, а из тех, кто просто старается быть модным, из так называемых «позеров». При этом сами «позеры» часто вполне соглашаются с таким своим статусом.
Готы. Представители готической культуры, отличающиеся любовью к готической музыке (готик-року, дэт-року, готик-металу, дарквэйву и др. подобным стилям), мрачному имиджу (доминирует черный цвет, ирокезы, кожаная одежда, атрибутика, символика (анкх), клыки, линзы неестественных цветов и т. д.), интересом к мистицизму и эзотерике, декадансу, любовь к хоррор-литературе и фильмам.
Самарские готы разбились на два лагеря – «тру» (истинные) и «херки». Первые почитают проверенную временем традиционную готическую культуру (ей уже более 30 лет). Вторые несколько выпадают из этой системы (они слушают группы HIM и Nightwish).
Места обитания: рок-бар «Подвал», клуб «Ардихолл», иногда ночной клуб «От заката до рассвета» (оформлен в близком готам антураже). Главная беда самарских готов в том, что в нашем городе чистых «готопати» практически не бывает: везде атмосферу мрачности «портят» иные персонажи (в основном, эмо и панки).
Инди. Почитатели инди-рока, жанра альтернативного рока, существующего преимущественно в андерграунде, в независимом информационно-коммерческом пространстве. Берет свое название от английского слова «независимый» (англ. independent). Это не своеобразный отдельный стиль музыки, но обобщающий термин для широкого диапазона музыкантов и стилей.
В Самаре (как, впрочем, и в большинстве городов России) культура эта представлена в несколько размытых вариантах. Кто-то даже считает инди своеобразными «облегченными» эмо. Этому способствует тот факт, что у представителей данной субкультуры какого-то более-менее конкретного мировоззрения просто нет. Некоторые из них придерживаются «стрэйд эйджа» (не употребляют запрещенные препараты, никотин и алкоголь). Слушают заводную, позитивную музыку с незамысловатыми текстами. К внешнему виду крайне внимательны: одеваются в английском стиле, носят узкие голубые джинсы, кеды, рубашки в полоску или клетку, практически обязателен приталенный пиджак.
Места обитания: рок-бар «Подвал», арт-ресторан «Бумажная луна», киноклуб «Ракурс», рок-бар «Сквозняк».
Наиболее яркий пример для ближайшего рассмотрения – культура эмо. Она, пожалуй, сейчас более популярна среди подростков, чем любая другая. Интересно, правда, что так называемый эмо-бум в Самаре все-таки закончился (он пришелся на период 2005-2007 годов).
Эмо (англ. Emo, сокращение от emotion «эмоциональный», распространена также транскрипция «Имо») – термин, обозначающий особый вид хардкор-музыки, основанный на сокрушительно сильных эмоциях в голосе вокалиста и мелодичной, но иногда хаотичной или полностью отсутствующей музыкальной составляющей. Отличительные особенности этого стиля – манера вокала, включающая в себя зачастую визг, плач, стоны, шепот. Тексты песен носят личный характер, передают внутренние переживаниях автора. Сегодня этот стиль музыки подразделяется на несколько поднаправлений: эмо-кор, эмо-рок, кибер-эмо, панк-эмо, эмо-вайоленс, скримо, френч-эмокор хардкор-сан-диего и др.
Примерами могут служить группы My Chemical Romance, From First to Last, Yage, From Autumn to Ashes, Billy Talent, Cable Car Theory, Cursive, Jimmy Eat World, No Knife, Get Up Kids...
Поклонники эмо-музыки, выделяемые в особую субкультуру, называются эмокидами (дословно – «дети эмоций»).
Узнать эмо-кида просто. Как уже говорилось, это, преимущественно, худые и высокие подростки с темными волосами и стрижкой с косой рваной челкой, закрывающей половину лица. Макияж для мальчиков и для девочек одинаков – густо подведенные черным глаза и губы под цвет кожи. Одежда эмо – брюки «в облипку», майки либо с детскими рисунками, либо с названием эмо-групп. Пиджаки с кучей значков, олимпийки, длинные полосатые шарфы, полосатые гетры. На ногах кеды или вэнсы. На руках – множество разноцветных браслетов, на шее – крупные бусы.
Однако главное, по мнению «tru-эмо» (настоящих эмо) – не имидж, а внутреннее содержание, идеология. Эмо-люди живут эмоциями. Для эмо выражение своих чувств – не проявление слабости, а обычное состояние. Их кредо – быть собой. Самое же главное стремление эмо-кида – найти большую чистую любовь. Для них любовь – это идеальное чувство, которое нельзя скрывать. Поэтому, если сердце разрывается на куски, эмо не будет молчать об этом – он будет открыто переживать, страдать и, если нужно, рыдать навзрыд. В Интернете можно найти бесчисленное количество дневников эмо-кидов, во многих вы можете прочесть следующее: «Мир так жесток. Я так одинок! Люди забыли, что такое живые чувства. Так грустно. И из протеста лживому миру всех родился мир эмо».
Однако «tru-эмо» очень мало. Значительно больше – «позеров», людей, подражающих эмо в одежде, в поведении, но не понимающих эту культуру в целом. Именно «позеры», по мнению «истинных эмо», превратили эту культуру в посмешище. Очень часто эмо называют плаксами, страдающими депрессивным нарциссизмом и показной суицидальностью.
Суицид в культуре эмо – это вообще отдельный разговор. Ведь после того, как эмо-киды стали активно позиционировать свое мировосприятие, общество забеспокоилось. Можно привести немало примеров, когда в клубах, где проходили эмо-концерты, на дверях вывешивались объявления: «Уважаемые гости, не режьте себе вены в нашем туалете». Дошло до того, что в ряде городов России, например, в Нижнем Новгороде, власти просто запретили эмо. Подобное предложение вынес на пресс-конференции мэр города Тольятти А. Пушков. Но попытки суицида для подавляющего большинства эмо-кидов – это всего лишь показуха, банальная потребность порисоваться.
Любовь Ангелова, православный психолог:
«На мой взгляд, эмо-культура в России «не так страшна, как ее малюют»… В большинстве случаев, это обычная дань моде. Подростки просто-напросто переживают кризис переходного возраста, подростковую депрессию (собственно, поэтому в субкультуру эмо и входят подростки в возрасте 12-16 лет, не старше). Увлечение эмо-культурой, конечно, с возрастом проходит. Но родителям эмо-кидов стоит обращать внимание на такие забавы своих детей. Ведь не секрет, что очень многое зависит исключительно от семьи подростка. Если анализировать саму субкультуру, то, с точки зрения религии, постоянные мысли эмо о суициде и самоистязании – большой грех. Нельзя сосредотачиваться на себе и на своем несчастье, даже если тебя сильно обидели. Помните, в Библии сказано: «Ударили по левой щеке, подставь правую». Нужно радоваться каждому прожитому дню, дарить любовь окружающим тебя людям, не требуя ничего взамен».
В Самаре, эмо-культура достаточно молода. В гардероб самарской молодежи черно-розовые комбинации одежды и косые челки вошли всего два-три года назад. Обсуждать вопросы любви, жизни и смерти, злых родителей, запрещающих прокалывать губу, бессердечный мир, не понимающих их чуткой натуры, эмо-киды предпочитают в определенных местах.
Места обитания: сквер Пушкина возле драматического театра, Самарская площадь, фонтан на ул. Осипенко, МТЛ «Арена» (drum’n’bass вечеринки). Список далеко не полный, ведь эмо-киды не только в Самаре, но и по всей России предпочитают не афишировать места своих встреч в виду большого количества противников эмо-культуры или «антиэмо». Но, как утверждает тринадцатилетний Денис, «представитель» данной субкультуры, «настоящих эмо» в Самаре нет, или, по крайней мере, он их не встречал. Сам Денис, несмотря на характерный внешний вид (челка, закрывающая пол-лица, пирсинг, черная маечка со Спанч Бобом, куча значков, браслетов), к эмо себя не причисляет.
Денис (эмо, 13 лет): «Мне просто нравится так одеваться. Это же модно! Да и музыка прикольная. Клево, когда идешь по улице и все на тебя смотрят, чувствуешь себя особенным, не таким, как все».
Наталья Семенова, психолог центра «Семья»:
«В переходном возрасте (12-18 лет) ребенок начинает отделять себя от общества. Он начинает ощущать себя самостоятельной личностью, индивидуумом. Его эмоциональный фон напряжен до предела. Отсюда и впадение из крайности в крайность. То ему необходимо покрасить волосы, то голову побрить, то серьги себе везде повставлять. Но в 98% случаев эти увлечения проходят к 20 годам, когда начинается «взрослая», полная настоящих проблем, жизнь. Однако 2% все же остается. Для этих людей «детская игра» становится смыслом жизни, подменяет собой жизнь. И тогда уже бывает трудно что-либо изменить. Субкультура эмо опасна именно тем, что успокаивает своей «мирной» идеологией. Тем не менее, к подросткам эмо нельзя относиться легкомысленно. Они очень склонны к суициду, и грань между жизнью и смертью для них очень тонка. Поэтому, я считаю, что родителям таких детей не стоит игнорировать увлечения их чад. Главное в таких случаях не бояться вовремя обратиться к психологам».