В период летнего информационного голода у самарской прессы все же появилась возможность «раскрутить» новый общественный скандал. Повод предоставили правозащитники, которые, похоже, пытаются начать целую компанию против представителя компаний 1С и «Аскон» в Самаре Александра Сударева. Известный борец с пиратским программным обеспечением недавно был задержан за вымогательство и получение взятки. У бывших обвиняемых по различным уголовным делам, возбужденным Сударевым, есть шанс перевернуть ситуацию и превратиться в «жертв коррупции». На пресс-конференции 8 июля адвокаты и правозащитники призвали СМИ выступить единым фронтом против «жулика».
Напомним, что 26 июня 2008 года при получении взятки в размере 400 тыс. руб. с поличным был задержан полномочный юридический представитель компаний «1С» и «Аскон» в Самаре Александр Сударев. Взятку Сударев получил от директора муниципального предприятия «Самарагорпроект». В тот же день на него было заведено уголовное дело по статье 204 УК, которая описывает случаи коммерческого подкупа и предусматривает наказание от штрафа до 5 лет лишения свободы. По информации правоохранительных органов, Сударев вымогал деньги, угрожая заведением уголовного дела за использование якобы нелицензионного программного обеспечения (в данном случае речь идет о САПР «Компас», продукте компании «Аскон»).
Александр Сударев широко известен тем, что подверг уголовному преследованию за использование контрафактных программных продуктов ряд организаций самарской области. Дела, получившее наибольший общественный резонанс, – дело против главного редактора «Новой Газеты в Самаре» Сергея Курт-Аджиева, дела против ИА «REGNUM-Волгаинформ», газет «Тольяттинское обозрение» и «Хронограф». При этом прошел еще целый ряд судебных кампаний против различного рода коммерческих предприятий, в основном – из сел Самарской области. В большинстве случаев речь шла о продукте «1С: Бухгалтерия».
Как утверждают правозащитники, эти судебные тяжбы – только верхушка айсберга. Многие организации под страхом возбуждения уголовного дела соглашались на финансовые требования Сударева и отделывались взяткой. В случае же с представителями СМИ имел место, по мнению обвиняемых, политический заказ (в период визита ревизоров шли предвыборные кампании).
Интересно, что в случае с «Самарагорпроектом» Сударев выступает не как представитель 1С (он обнаружил в муниципальном предприятии нелицензионный продукт компании «Аскон»). Однако тема пресс-конференции звучала именно как «Противоправные действия представителей компании 1С в Самарской области». Такая формулировка не совсем корректна: в тех судебных разбирательствах, где Сударев представляет 1С, он является потерпевшим, а не обвиняемым.
На пресс-конференции свои истории рассказали те, против кого Сударев возбудил уголовные дела: Людмила Кузьмина (предприниматель), Людмила Котова («Волгаинформ»), Александр Мамаев (предприниматель), Ольга Афанасьева (предприниматель), Павел Каледин («Тольяттинское обозрение»).
Адвокат Рамиль Ахметгалиев подробно описал схему, по которой действовали «борцы с контрафактом»: «Схема по всем делам примерно одна и та же. Приходит представитель правоохранительных органов, проводит так называемую проверку финансово-хозяйственной деятельности организации в рамках административного кодекса, изымает соответствующие компьютеры, системные блоки в виду того, что на них якобы находится контрафактное программное обеспечение.
После этого появляется заявление от представителя организации-правообладателя данного программного продукта, проводится исследование. Не в государственном экспертном учреждении, а, как правило, в коммерческих структурах, в которых есть соответствующие «специалисты». На основании этого исследования возбуждают уголовное дело. Схема, в принципе, очень интересная, работать может в разных направлениях: в том числе и вымогательство, и противодействие деятельности какой-либо организации.
В ряде случаев, например, в случае с Котовой, обвиняемая организация предъявляет соответствующие диски, на которые это программное обеспечение было записано, соответствующие соглашения, подтверждающие то, что данный программный продукт является лицензионным. Этот факт никого не интересует. Эксперт проводит исследование. Происходит подмена наименования программного продукта, хотя все регистрационные номера и другие детализирующие признаки совпадают.
По экспертизе вообще очень странная ситуация. С одной стороны эксперт является еще и одним из руководителей коммерческой организации, представляющей интересы компании-правообладателя. То есть он, по сути, потерпевший, заинтересованное лицо.
Вторая схема – это схема вымогательства. В ней участвуют и представители правообладателя, и сотрудники правоохранительных органов. При внесении обозначенной вымогателями суммы уголовное дело прекращается или вовсе не возбуждается».
Экспертиза – отдельная тема. Во всех делах, где заявителем выступал Александр Сударев, экспертизу проводил некий господин Серпухов (заместитель директора фирмы «Три С»). Он-то и стал антигероем №2 на прошедшей в Союзе Журналистов пресс-конференции. Как уверяют обвиняемые Сударевым, у правоохранительных органов в «услужении» оказалась коммерческая компания, которая делает уникальные экспертные заключения, не имея права на экспертную деятельность, не имея подтверждающих документов. Более того, эти эксперты еще и являются так называемыми пострадавшими. Это, по их мнению, и есть самая настоящая коррупция. Экспертная оценка Серпухова судом принималась безоговорочно. Кроме того, сами экспертные заключения составлены с рядом грубейших нарушений. Все это свидетельствует о том, что в деле замешены и сотрудники правоохранительных органов.
Сергей Курт-Аджиев сказал: «Я готов официально заявить в суде – действует преступная группа в составе Сударева и так называемого эксперта Серпухова. Нам известны еще не все случаи, когда от них пострадали люди. Но мы их ищем, занимаемся этим».
При этом редактор «Новой Газеты в Самаре» отметил, что он уже вышел на связь со многими из тех, кто ранее подвергался вымогательству со стороны Сударева и согласился на его условия. Отдельно подчеркнул, что при этом Сударев выступал именно от компании 1С. На данный момент все эти «жертвы Сударева» не готовы подать соответствующие заявления о взяточничестве и шантаже, так как уверены, что Сударева поддерживают определенные силы в правоохранительных органах. Курт-Аджиев заверил, что его дара убеждения будет достаточно, чтобы люди эти все же выступили против Сударева. Адвокат Василий Тарасенко сказал, что готов представлять их интересы в суде.
Василий Тарасенко: «Мы хотим, чтобы представители СМИ обратились в правоохранительные органы с просьбой проверить те судебные разбирательства, которые здесь сегодня были представлены. Ничто так не боится света, как преступность. Серпухов вносит преступным образом информацию в компьютеры, действует против интересов правосудия. Все свои экспертные заключения он делал за час-полтора, тогда как в реальности они должны занимать от трех до четырнадцати часов».
Связь на пресс-конференции установили и с директором компании 1С Борисом Нуралиевым. Он считает, что комментировать ситуацию вокруг Сударева в данный момент некорректно, так как неизвестно, чем закончится судебное разбирательство.
При этом Сергей Курт-Аджиев заявил, что он четко отделяет честную и правильно работающую компанию 1С от ее представителя в Самаре, который занимается вымогательством.
В следственном комитете ситуацию пока не комментируют в связи, как там выразились, с ее «небольшой общественной значимостью».