Новая программа развития городского пассажирского транспорта, утвержденная коллегией администрации Самары и профильным комитетом городской думы, к 2015 году приведет муниципальные перевозки в единую сеть, где все его виды будут работать во взаимосвязи.
Предыдущие программы по развитию муниципальных перевозок, принятые в 2003 году, исполнены менее, чем на 50%. Итогом такого процента реализации становятся переполнение общественного транспорта, особенно в часы пик, увеличение затрат времени на поездку.
Новая программа «Развитие городского пассажирского транспорта» на 2009-2015 годы позволит существенно улучшить качество перевозок и достигнуть главной цели – комфортной поездки пассажиров на общественном транспорте. Так, планируется, что максимальная затрата времени на поездку снизится до 20-30 минут, наполняемость транспорта достигнет нормативов 3 чел./1 кв. м в автобусе и 4 чел/кв. м в трамвае. На 740 единиц обновится парк подвижного состава, расширится внедрение системы GPS-навигации и полностью будет внедрена система электронной оплаты проезда. Всего на эти цели выделят более 5, 5 млрд руб.: 2,1 млрд – в рамках муниципального бюджета, остальные средства – из иных источников финансирования. В итоге на 60-70% полностью обновится парк изношенного сегодня подвижного состава.
По статистике из 100 отечественных на рейс выходят 50-60 машин в силу изношенности. Остальные находятся в ремонте. Руководитель департамента транспорта администрации Самары Валерий Графский добавил, что подвижной состав должен удовлетворять потребностям пассажиров в перевозке, а не находиться постоянно в сервисе.
Сегодня началась закупка новых автобусов «Scania». В отличие от старых, эти автобусы надежны в эксплуатации, ежедневно в полном составе выходят в рейс. Новые автобусы снабжены системой обогрева, обдува и пневмоподвески. Кроме того, теперь при проведении конкурсов обязательным условием является наличие фирменного сервиса на территории Самары, что позволяет ускорить процесс технического обслуживания.
Реализация программы будет проходить в 4 этапа. Первоначально отладят технологию работы муниципальных перевозок. Уже в этом году пройдет работа по оптимизации маршрутной сети и изучение пассажиропотока на всех направлениях. Кроме того, первый этап предполагает проведение мероприятий по повышению пропускной способности остановок, допуску перевозчиков на рынок на конкурсной основе и т.д. На втором этапе для общественного транспорта введут выделенные полосы движения, что повысит скорость передвижения автобусов до 30 км/ч (сегодня она равна 18,6 км/ч). В завершении город перейдет к интегрированной системе муниципального транспорта. Как заметил Валерий Графский, городской транспорт должен работать как единая система. Все виды транспорта должны дополнять друг друга, а не функционировать разрозненно.
Кроме того, Валерий Графский отметил, что избыток газелей, наблюдающихся в настоящий момент, при внедрении Программы развития транспорта устранится, и они будут составлять не более 7-8% от общего числа перевозок. Система выстраивания сети предполагается следующая: метро, трамваи, троллейбусы и автобусы. Именно в таком порядке отлаженная работа позволяет рационально организовать всю сеть муниципальных перевозок, которая позволяет не только разгрузить магистрали, но и снизить себестоимость поездки.
Необходимо добавить, что департамент транспорта планирует провести работу с перевозчиками. Весь подвижной состав должен будет соответствовать наполняемости – в зависимости от количества пассажиров на конкретном маршруте.